Совещание организаций государственной экспертизы прошло при участии представителей Минстроя, отраслевых общественных объединений и госкорпораций, руководителей Главгосэкспертизы, представителей Федерального дорожного агентства, мэрии города Москвы, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Национальных объединений саморегулируемых организаций.
Открывая совещание, в своем приветственном слове министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень привел статистику экономии затрат по бюджетным объектам и подчеркнул, что в текущих условиях обязанности экспертов больше не могут сводиться только к нормоконтролю. Институт экспертизы может и должен использоваться более эффективно, напомнил министр.
Также глава Минстроя сообщил, что планируется восстановить предпроектную стадию проектирования. Эксперты смогут проводить аудит обоснования основных проектных решений и определения предполагаемой (предельной) стоимости строительства.
Далее участники совещания заслушали доклады о работе Единого государственного реестра экспертных заключений, который должен заработать с 1 января 2018 года и о планах столичного региона перейти на экспертизу проектов по технологиям информационного моделирования в 2019 году. Переход на новые стандарты, как сообщалось в выступлении, будет финансироваться за счет бюджета Москвы.
Далее собравшиеся заслушали позицию Ноприз. В частности, было высказано мнение, что экспертные заключения государственной экспертизы являются важной оценкой качества проектной документации и результатов инженерных изысканий. Однако, как было отмечено, доля отрицательных заключений на проектную документацию в течение последних лет сохраняется на уровне 20-22%.
В том, что касается изменений в части регулирования деятельности проектных саморегулируемых организаций, было отмечено, что изменившиеся законодательные требования к системе саморегулирования повысили ответственность СРО за деятельность своих членов. При этом сохранилась ситуация с нехваткой у многих СРО специалистов и инструментов для осуществления контрольных мероприятий. Как было подчеркнуто в выступлении, возможности саморегулируемых организаций часто ограничиваются проверкой документации проектной организации. В этом плане в качестве одного из инструментов оценки деятельности проектировщика можно было бы рассматривать экспертное заключение, но методика оценки и анализа деятельности членов СРО на основании экспертных заключений пока отсутствует. Появление Единого государственного реестра заключений экспертизы может качественно изменить ситуацию при условии обеспечения для СРО доступа к экспертным заключениям на проектную документацию и на результаты инженерных изысканий.
Также участники заседания узнали, что Ноприз поддерживает инициативу, изложенную в законопроекте, разработанном ФАУ «Главгосэкспертиза», о наделении ГАПов и ГИПов дополнительным и полномочиями, возлагающими на них обязанность осуществлять взаимодействие с экспертными учреждениями при проведении экспертизы проектной документации.
Кроме того, Ноприз участвует в доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий». Законопроектом предусматривается замена государственного нормативно-правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих проведение негосударственной экспертизы, внутрикорпоративной регламентацией этой деятельности в рамках саморегулирования и включения в состав Ноприз еще одного вида саморегулируемых организаций, основанных на членстве юридических лиц, осуществляющих выполнение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Наконец, Ноприз активно участвовал в обсуждении внесенного в Правительство РФ проекта федерального закона об инвестиционной деятельности. Новым и важным направлением работы Ноприз является разработка стандартов на процессы подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий.
Также собравшимся была представления информация об основных проектах нормативных актов, регулирующих вопросы проведения государственной экспертизы. Всего за 2017 год было принято 37 нормативных правовых актов, на стадии разработки, согласования и принятия находятся еще 62 проекта. Принятые и рассматриваемые документы касаются совершенствования системы ценообразования в строительстве и технического регулирования, обеспечения промышленной безопасности, а также направлены на реформирование института обоснования инвестиций и внедрение информационного моделирования в строительстве, внедрение электронных услуг в организациях негосударственной экспертизы и определяют форматы электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы, регламентируют создание механизмов отбора проектной документации, которая может быть признана эффективной проектной документацией повторного применения.
Во второй половине Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы прошли оживленные дискуссии, посвященные вопросам расчета сметной стоимости, использования цифровых данных на базе новых информационных ресурсов, управления стоимостью с учетом жизненного цикла строительных объектов.
Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” (http://sro-esp.ru)Дмитрий Мурзинцев: “На совещании были освещены основные итоги по совершенствованию института экспертизы, прошло обсуждение дальнейших планов в данном направлении. Проектному сообществу предстоит существенная законодательная работа, которая позволить повысить эффективность экспертной работы и проектирования в целом”.