Эксперты компании связывают этот процесс с ликвидацией банка ВТБ-24 в качестве самостоятельного юридического лица, существенная доля вкладчиков которого будет искать новые инвестиционные возможности.
1 января 2018 года формально прекращает свое существование один из крупнейших российских банков «ВТБ-24», вся инфраструктура которого продолжит развитие розничного бизнеса в России после присоединения к основному ВТБ.
По словам заместителя председателя правления ВТБ Анатолия Печатникова в интервью BFM, предложения с более выгодными условиями по депозитным ставкам в качестве инструмента для привлечения вкладчиков пока не рассматриваются. При этом, текущее число клиентов банка оценивается примерно в 10 млн. человек, 30% из которых относится к массовому сегменту с общим объемом вкладов примерно на 1 трлн. рублей.
В этой связи аналитики Kviku прогнозирует существенный отток части клиентов «ВТБ-24», особенно из массового сегмента, а также повышенный спрос с их стороны к альтернативным инвестиционным инструментам, среди которых одним из наиболее востребованных в последнее время является инвестирование в МФО.
После целого ряда мер по регулированию рынка МФО со стороны ЦБ, часть микрофинановых компаний получила статус МФК, который дает им право привлекать средства от частных лиц. Инициативы регулятора способствуют повышению общего доверия к МФО.
Так, с начала 2017 года отмечается большой приток частных вкладчиков в такие компании. Эксперты объясняют это явление относительной безопасностью таких инвестиций, в связи с возросшей прозрачностью микрофинансовых компаний. Кроме того, инвестиции в МФО в настоящее время характеризуются достаточно высокой доходностью – в среднем на уровне 20% годовых.
По оценкам экспертов Kviku, к концу текущего года объем инвестиций от физических лиц может достигнуть 22 млрд. рублей. Годовой прирост инвестиций в МФО в последние несколько лет находился на уровне 16-17%, но в связи с ликвидацией «ВТБ-24» данный показатель может вырасти примерно до 26%. Также наблюдается увеличение доли среди инвесторов микрофинансовых компаний из регионов. Примерно 90% инвесторов МФО выбирают данный инвестиционный инструмент повторно, увеличивая при этом срок своих инвестиций, что косвенно свидетельствует о повышении уровня доверия к МФО в качестве инвестиционного инструмента.