На специальной сессии «Те, кого нельзя называть: реклама фармацевтических препаратов, запреты и возможности сегодня» Национального рекламного форума-2017 состоялось обсуждение принципов межотраслевого саморегулирования в области рекламы лекарств.
Эксперты Ассоциации Российских фармацевтических производителей, Ассоциации международных фармацевтических производителей и других профессиональных объединений, Ассоциации коммуникационных агентств России, представители ФАС, Госдумы, а также эксперты в области рекламы фармацевтической индустрии обсудили вопрос рекламы лекарственных препаратов, и направление эффективного взаимодействия регуляторных органов, фармацевтической и рекламной индустрии с целью предоставления потребителю качественного рекламного контента.
В 2017 году ФАС России возбудила более 25 дел по рекламе лекарственных препаратов, в которых использовано слово «быстро» или производные от него, по причине нарушения пункта 8 части 1 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе». Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков подчеркнул, что фармацевтическая и рекламная отрасли готовы взять на себя серьезную часть ответственности и вместе с регуляторами обеспечивать надлежащее правоприменение законодательства о рекламе в дальнейшем.
Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев отметил, что с началом работы ЕЭК мы столкнемся с той проблемой, которая была и в Евросоюзе, и в СНГ. Когда при едином информационном поле в одной стране препарат может быть зарегистрирован, как рецептурный, в другой, как безрецептурный, а в третьей вообще не зарегистрирован. А также подчеркнул, что проблемы начинаются с момента, когда принимаются решения о внесении или невнесении препарата в список ОТС. «У нас до сих пор эти критерии очень размыты. Не ясно, почему из списка исключаются ежегодно те или иные препараты», - отметил спикер.
Все стороны единодушны в том, что ответственное саморегулирование служит основополагающим фактором, способствующим минимизации нарушений в данной сфере, а также снижает риск нежелательных инициатив запретительного или ограничительного характера от регуляторных органов.
По итогам обсуждения были приняты следующие решения:
1. Создать межотраслевую рабочую группу. В состав рабочей группы войдут представители фармацевтической и рекламной индустрии, ФАС России, а также юридические компании с целью профессионального обсуждения и доработки подготовленных данных аналитического отчета, содержащего обзор практики ФАС России и судов по рекламе безрецептурных лекарственных препаратов за период 2015 - 2017 гг.; срок до 15 ноября 2017 года.
2. Провести обсуждение в рамках рабочего диалога с ФАС России и подготовить официальное разъяснение и рекомендации на основе совместного аналитического отчета; срок до 30 ноября 2017 года.
3. Разработать и согласовать проект меморандума о взаимоотношении между ФАС России, фармацевтической отраслью и рекламной индустрией; срок до 30 ноября 2017 года.
4. Провести подписание меморандума о взаимопонимании; срок 29 декабря 2017 года.
5. Осуществить на постоянной основе планомерную просветительскую деятельность с целью разъяснения принципов саморегулирования в фармацевтической индустрии среди фармацевтических компаний и рекламных агентств.