Аналитики компании «Метриум Групп» подвели итоги III квартала на рынке апартаментов Москвы. Объем предложения сократился на 4%. Средняя цена кв.м. снизилась на 7,3%.
По данным «Метриум Групп», по итогам третьего квартала 2017 года на первичном рынке апартаментов экспонировалось 114 проектов с общим числом продаваемых лотов порядка 9720 единиц (682,1 тыс. кв. м) За отчетный период на рынок вышло три новых комплекса.
В третьем квартале девелоперы вывели на рынок новые очереди и корпуса в уже реализуемых объектах:
- «Царская площадь» – II очередь;
- Only – корпус A;
- «Сердце Столицы» – корпус 8;
- «Смольная, 44» – корпус 1.
За квартал число экспонируемых лотов сократилось на 4%. Пополнение рынка новым объемом было нивелировано вымыванием предложения. Кроме того, в нескольких проектах застройщики сняли с продаж пул лотов. В одном комплексе («Царицыно») продажи были приостановлены.
Половина предложения распределилась между двумя округами: САО (26,1%) и ЦАО (25,1%). Причем, выход сразу двух новых проектов и корпусов в уже реализуемых комплексах в САО отразился в положительной динамике (+5,9 п.п. к июню). Структурные изменения в крупном проекте в ЦАО уменьшили долю за квартал на 5,6 п.п. Далее следуют ЗАО (17%) и СВАО (15,4%). Доли остальных округов значительно меньше.
Более половины предложения относится к бизнес-классу (51,6%, -0,3 п.п.), отмечают аналитики «Метриум Групп». Доля лотов массового сегмента составила 25,1% (-1,1 п.п.). Оставшаяся четверть рынка поделена примерно в равных долях между апартаментами элитного и премиум-классов: 12,5% (-0,1 п.п.) и 10,8% (+1,5 п.п.) соответственно.
Превалирующий объем апартаментов находится в объектах на этапе отделочных работ (38,4%). При этом в данной категории отмечено сокращение доли (-3,6 п.п. к июню). Треть лотов представлена в домах на стадии строительно-монтажных работ (31,1%, +2,3 п.п). В готовых корпусах, введенных в эксплуатацию, продавалось 16,5% рынка (+0,2 п.п). В новостройках на начальном этапе реализовывалось 14% (+1,1 п.п.).
По подсчетам аналитиков «Метриум Групп», практически во всех сегментах (за исключением премиум-класса) отмечено повышение среднего ценового уровня. В элитном классе средняя цена квадратного метра составила 707045 руб. (+7,8%), в премиум-классе – 465655 руб. (-7,3%). В бизнес- и массовом сегментах ценовые показатели выросли до 250665 руб. (+5,0%) и 146055 руб. (+3,6%) соответственно.
По состоянию на третий квартал 2017 года самыми бюджетными предложениями стали:
- Nord (СВАО / Северный): студия площадью 26,2 кв. м за 1,98 млн руб.;
- CleverLand (СВАО / Марфино) студия площадью 16,03 кв. м за 2,3 млн руб.;
- «Level Амурская» (ВАО / Гольяново): студия площадью 20 кв. м за 2,5 млн руб.;
Наиболее дорогие апартаменты предлагались в следующих комплексах:
- Nabokov (ЦАО / Хамовники): пентхаус площадью 499,7 кв. м за 1558,9 млн руб.;
- «Берег Столицы: Дома в Серебряном Бору» (СЗАО / Хорошёво-Мнёвники): резиденция площадью 1370,0 кв. м за 1027,5 млн руб.
- «Башня Федерация» (ЦАО / район Пресненский): многокомнатный лот площадью 1898,4 кв. м за 930,2 млн руб.
Основные тенденции.
«В третьем квартале на первичном рынке жилья Москвы насчитывалось 9720 апартаментов в продаже, – комментирует Наталья Круглова, генеральный директор «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE. – За квартал объем экспозиции сократился на 4%, в годовом выражении – на 1,6%. Продолжает снижаться и доля апартаментов в общем объеме предложения. К концу сентября она составила 19%. Основная причина – более высокая динамика выхода новых проектов с квартирами. За квартал рынок пополнился всего тремя комплексами с апартаментами, тогда как реализация квартир началась в 11 проектах. При этом за аналогичный период предыдущего года количество новых апарт-комплексов было сопоставимым (4 проекта).
Суммарно в новых проектах и корпусах в продажу поступило более 1200 апартаментов. За три отчетных месяца рынок поглотил сопоставимое число апартаментов, часть лотов была снята с продажи, благодаря чему динамика предложения за квартал оказалась отрицательной.
Все три новых проекта вышли в высокобюджетных классах: бизнес, премиум и элит. Объем экспозиции массового сегмента пополнился только за счет одного корпуса в уже реализуемом комплексе. Примечательно, что во всех новых проектах апартаменты предоставляются с отделкой. В одном из них будет также доступен сервис гостиничной сети «Метрополь».
В большинстве сегментов средняя цена кв. м выросла. Исключение составил премиум-класс, где снижение ценового показателя во многом обусловлено стартом нового проекта с весомой долей предложения. При этом, аналогично рынку квартир, апартаменты реализовывались с высоким дисконтом, доходящим до 15-20%.
В краткосрочной перспективе следует ожидать сохранения основных тенденций: разнонаправленная динамика средних цен, зависящая в том числе от старта новых проектов, высокие скидки. В четвертом квартале планируется выход большего количества новых объектов по сравнению с третьим, уже анонсировано не менее 6 проектов. Тем не менее, существенного роста предложения и тем более увеличения доли апартаментов на рынке ожидать не стоит, что обусловлено двумя причинами. Во-первых, заявленные новые комплексы относительно небольшие. Во-вторых, в последние месяцы года, как правило, повышается уровень спроса, что приводит к вымыванию предложения на рынке».