Компания «Миэль-Новостройки» провела опрос клиентов на тему: «Что для вас является наиболее важным при выборе проекта?» Безусловно, что первым по важности фактором является бюджет покупки, но среди других покупательских предпочтений, играющих решающую роль при принятии решения, оказались также готовность и качественные характеристики дома, насыщенность инфраструктурой и репутация застройщика.
Вторым фактором по важности для клиентов стала стадия строительной готовности. В докризисное время клиентов более всего интересовала стоимость и транспортная доступность проекта, а сейчас акценты сместились, и готовность дома или предполагаемый срок сдачи объекта стали даже важнее. Количество рисковых покупателей на рынке резко сократилось – клиент хочет быть уверен, что жилой комплекс, где он покупает квартиру, будет точно достроен. И готовность проекта является одним из показателей того, насколько строительство дома соответствует заявленным срокам.
«При этом покупателями движут разные причины. Одна категория покупателей в экономически непростое время старается минимизировать возможные риски, поэтому выбирают вариант новостройки на высокой стадии готовности. Другая категория покупателей в попытке как можно больше сэкономить выбирает варианты на начальной стадии строительной готовности, когда в проекте предлагаются минимальные бюджеты. Как правило, вторая категория уже столь смело выбирает квартиры во второй и последующих очередях проекта, когда есть успешно реализованная или сданная первая очередь, что является хорошим примером того, что проект будет достроен», – комментирует генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.
Транспортная доступность по-прежнему важна, и данный фактор расположился на третьем месте. Безусловно, что приоритетным видом транспорта является метро и МЦК, далее уже железнодорожное сообщение. А вот влияние строящейся станции на покупателей заметно на завершающей стадии строительства – когда четко видно, где находится сама станция и понятно, что в ближайшей перспективе она будет открыта.
Согласно опросу клиентов большое внимание уделяется и насыщенности инфраструктурой. Данный фактор занимает четвертую строчку рейтинга. В этом случае для различных категорий покупателей важны совершенно разные объекты. Например, для семей с детьми принципиальное значение имеет социальная инфраструктура, и даже если не в рамках жилого комплекса, то в пешей доступности от него, а молодым покупателям более важно наличие фитнес-центров, магазинов, кинотеатров.
На пятом месте по важности находятся качественные характеристики самого дома. Несколько лет назад покупатели значительно меньше обращали внимания на качественные характеристики дома, чем сейчас. Рынок постоянно развивается, проекты совершенствуются, выбор огромен – все это побуждает покупателей обращать внимание и на качественную составляющую проектов – архитектуру дома, фасады, благоустройство придомовой территории, озеленение и пр.
На предпоследнем месте рейтинга находится схема покупки. «Несмотря на активное освещение в СМИ необходимости приобретать недвижимость в новостройках по договору долевого участия, по-прежнему, на данный фактор покупатели зачастую обращают внимание по остаточному принципу», – добавляет Наталья Шаталина.
И последнюю строчку опроса занимает застройщик и его репутация. Покупатели, изучая предыдущие проекты застройщика, всегда обращают внимание на соблюдение сроков строительства. Также клиенты оценивают соответствие заявленных и фактических характеристик проекта, то есть насколько реальность соответствует картинкам из буклетов.