Покупка квартиры в новостройке вовсе не заканчивается подписанием договора долевого участия. Не менее ответственным этапом является приемка квартиры у застройщика после завершения всех работ. Не случайно есть даже фирмы и специалисты, готовые сопровождать этот процесс. Как правильно завершить сделку, рассказывают эксперты «Метриум Групп».
Ждем приглашения.
Срок завершения строительства прописывается в договоре долевого участия. Однако если застройщик в него не укладывается, то не позднее чем за два месяца до истечения указанного времени он обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Сроки ввода в эксплуатацию и передача ключей – понятия разные, поэтому не стоит готовиться к заселению на следующий день после принятия дома госкомиссией.
Период, за который ключи должны быть переданы от девелопера дольщикам, также прописывается в договоре, и у разных компаний он может отличаться, но в среднем составляет около полугода с момента получения РВЭ. Вполне возможно, что на столько растягивать процесс застройщик не станет, но комфортный запас на различные доработки оставит. Дольщики получают уведомление о завершении строительства заказным письмом, это должно произойти за месяц до передачи ключей или ранее. На практике застройщики также могут позвонить покупателям или отправить СМС.
Собираем реквизит.
К передаче квартиры стоит подготовиться. Если есть возможность, договаривайтесь о встрече с представителями застройщика в дневное время: так будет легче оценить состояние квартиры. Также имеет смысл взять с собой фонарик, чтобы лучше увидеть все темные углы.
Помимо фонарика стоит подготовить и некоторый другой реквизит:
– Блокнот, ручка и мел. Они потребуются, чтобы записывать увиденные недочеты, которые потом следует внести в специальный акт. Также бумага пригодится, чтобы проверить, работает ли вентиляция. Мелом можно будет обвести недочеты на полу или стенах.
– Лампочка и дешевый электроприбор (например, небольшой фен или электробритва). С помощью лампочки проверяется работа всех цоколей, с помощью фена или бритвы – исправность розеток. Не стоит подключать к розеткам свой дорогой телефон: если с розетками что-то не так, пережить потерю фена будет легче.
– Лазерный дальномер, уровень, правило (или их заменители – рулетка и отвес из нитки и болтика). С помощью дальномера вы будете измерять площадь комнат, а с помощью уровня и строительного правила определять, ровные ли стены. Это покажется странным, но на осмотр квартиры женщинам лучше прийти на каблуках, а мужчинам – в классических туфлях: так будет проще выявить пустоты в полу. Ну или можно взять с собой еще и молоток.
Знакомимся с соседями и вызываем подмогу.
Перед осмотром квартиры стоит познакомиться с соседями, хотя бы заочно. Как правило, в социальных сетях создаются группы дольщиков компании или конкретного жилого комплекса, где можно почитать о недочетах и недоделках, которые успели выявиться в этой или предыдущих очередях. Чаще всего, слабые места повторяются в рамках одной очереди, и можно заранее выяснить, где именно их искать. Кроме того, если недоделки выявлены существенные, что-то не так в местах общего пользования или с лифтами, можно скооперироваться с соседями, чтобы добиться решения проблемы сообща, составив коллективную претензию.
Если есть сомнения в собственных силах, можно обратиться в специальные службы, которые занимаются содействием в приемке квартир. Они помогут как с документальной стороной вопроса, так и с технической: принесут весь необходимый реквизит и исследуют квартиру сантиметр за сантиметром. За дополнительную плату некоторые будут готовы даже привезти с собой газоанализатор, тепловизор, индикатор радиоактивности и провести более полное обследование квартиры. Нередко такие фирмы могут порекомендовать те же соседи: возможно, получится нанять специалистов, которые уже работали в конкретном жилом комплексе и знают его типичные проблемы.
Проверяем документы.
Первый этап приемки квартиры – это сверка документов, которая проходит в офисе застройщика. Дольщики приходят со своими паспортами и оригиналом договора. Если все присутствовать одновременно не могут, можно оформить доверенность у нотариуса на одного представителя. Зачастую застройщики просят здесь же на месте подписать акт приема-передачи, а уже затем предлагают отправиться на осмотр, якобы для экономии времени. Соглашаться на это ни в коем случае нельзя, иначе потом можно оказаться со всеми недоделками один на один. Также стоит проверить, что разрешение на ввод в эксплуатацию было получено, а дому присвоили почтовый адрес.
Вам еще раз укажут на сроки ввода в эксплуатацию, передачи квартиры от застройщика дольщику и период, за который дольщик обязан принять квартиру. Как застройщик несет обязательства по передаче квартиры, так и дольщик обязан ее принять при отсутствии существенных недочетов. Если застройщик сорвал сроки, необходимо добиваться выплаты неустойки. На претензию обязаны ответить в течение десяти дней, возможно подписание соглашения о досудебном урегулировании спора, где указывается сумма компенсации и срок выплат.
Осматриваем дом.
Осмотр начинается с мест общего пользования. Подъезд относится к совместному имуществу, и если в нем есть недочеты, их можно смело записывать, добиваясь устранения. Кроме того, если застройщик позволил себе оставить трещины на стенах в подъезде, отколотую плитку, сломанную дверь или другие недоработки, вероятно, недоделки будут и в самой квартире. Стоит осмотреть входные двери, качество штукатурки и краски, убедиться в исправности лифтов. Дом должен быть сдан с работающим лифтом, хотя бы одним на подъезд. Правда, не уточняется, какой именно лифт должен работать – грузовой или пассажирский.
Если квартира находится на первом этаже, необходимо договориться о том, чтобы представители девелопера показали вам подвал. Имеет смысл проверить, не текут ли трубы, все ли сухо, нет ли посторонних запахов. Если же квартира расположена на последнем этаже, стоит осмотреть технический этаж и убедиться в исправности крыши.
Перемещаемся в квартиру.
Продолжаем осмотр самой квартиры, и очень тщательно. В ДДУ, как правило, есть глава, описывающая характеристики объекта: здесь указываются работы, которые должен был произвести застройщик (для некоторых видов – с материалами). Если чего-то по факту нет, это нужно зафиксировать.
При осмотре квартиры инспектируем следующее:
– Показания счетчиков – на лестничной клетке и внутриквартирные. Все показания лучше записать или сфотографировать. Также необходимо зафиксировать номера счетчиков, чтобы сверить их с указанными в паспортах на эти приборы.
– Двери. Правильно вмонтированная дверь свободно открывается и закрывается, при этом плотно прилегая к проему. Во входной двери обязательно должен быть установлен замок.
– Полы. Стяжка должна быть горизонтальной, проверяется это уровнем. В полу не допускается наличие воздушных пузырей: для этого как раз понадобятся каблуки или молоток – стоит простучать каждый метр напольного покрытия и сравнить звук. Если обнаружатся пустоты или расслоения, их следует обвести мелом.
– Стены. Необходимо проверить отклонение от вертикали (для этого пригодится груз на нитке) и неровности (здесь необходимо правило). Местные неровности могут составлять не более 5 мм. Также стоит проверить соответствие размещения стен обозначенному на плане. Кроме того, измерив длину стен, следует высчитать площадь и также сравнить ее с планом: может оказаться, что площадь квартиры по договору и итоговая разнятся.
– Потолки. При осмотре необходимо исключить трещины, пустоты и явные перепады на стыках. Высота потолков должна соответствовать заявленной. Если дом кирпичный или панельный, потолок будет состоять из плит, между которыми недопустимы перепады по высоте. Впрочем, если планируется установка натяжного потолка, а перепады незначительные, на этот недочет можно закрыть глаза, главное, чтобы стыки были заделаны.
– Окна в комнатах и на лоджиях. Необходимо убедиться в целостности стеклопакетов и элементов окна: на стекле недопустимы трещины, стеклопакет должен плотно прилегать к раме, ручки – установлены, все элементы – надежно закреплены. Имеет смысл проверить, насколько легко и плотно закрываются и открываются створки, хорошо ли запенены все зазоры. Убедитесь в том, что на лоджии установлен козырек, а влага с улицы не попадает внутрь.
– Электрика. Необходимо проверить, есть ли все необходимые провода для подключения выключателей, розеток и дверного звонка. Если эти приборы уже установлены, нужно их также проинспектировать. Для этого пригодятся электроприбор или отвертка-тестер. Также во все цоколи стоит попробовать вкрутить лампочку (иногда застройщики вкручивают в цоколи лампочки самостоятельно).
– Канализация, вентиляция и отопление. Недопустимы лужи и подтеки возле стояков, все запорные краны должны плотно закрываться. В туалете и ванной комнате устанавливаются тройники, объединяющие сливные трубы от ванны, раковины и унитаза. Необходимо проверить, надежно ли закреплены радиаторы отопления, хорошо ли затянуты все болты. Работа вентиляционной системы проверяется с помощью листа бумаги, который необходимо поднести к вентиляционному отверстию: если бумага прилипает, значит, с вытяжкой все в порядке.
– Отделка. Если квартира сдается с чистовой отделкой, необходимо также убедиться, что застройщик выполнил свои обещания по количеству и качеству работ, использовал те материалы, которые собирался, не постелив вместо ламината линолеум. Если в квартире установлена какая-то мебель, нужно оценить качество отделки и за ней. Разумеется, необходимо проверить, насколько ровные покрытия, удостовериться, что нет никаких дефектов, плинтус не отрывается, в плитке отсутствуют трещины и сколы.
Подписываем акт приема-передачи или оформляем дефектный акт.
Все выявленные недочеты и недоработки вносятся в специальный дефектный акт – согласованный девелопером и покупателями список замечаний. В нем указываются адрес дома и номер квартиры, реквизиты компании, ее название, имя директора, юридический адрес. Уполномоченный представитель застройщика должен подписать этот акт, тем самым подтверждая свое согласие с имеющимися претензиями. Один экземпляр документа остается у компании, второй – у дольщика.
После устранения недочетов, девелопер снова приглашает дольщика, чтобы продемонстрировать проделанную работу. Если новых претензий нет, подписывается акт приема-передачи. Если изъяны все-таки остались, то подписывать этот документ до устранения всех недочетов не стоит. К значительным недочетам относятся все те проблемы, которые не позволяют проживать в квартире: дыры в стенах и окнах, сломанная входная дверь, проблемы с канализацией. С несущественными недостатками, которые носят косметический характер, вполне можно принять квартиру, но составить при этом дефектный акт.
Если существенных претензий нет, но дольщик отказывается подписать необходимые документы, застройщик может передать ему квартиру в одностороннем порядке через некоторое время, однако лучше до этого не доводить. Необходимо опираться на здравый смысл, и если недочет действительно существенный, стоит указать на это в дефектном акте как на причину, почему вы отказываетесь подписать акт.
«Осмотр квартиры, если проводить его с умом, займет немало времени, но тщательная проверка позволит избежать неприятных недоразумений в будущем, – комментирует Наталья Круглова, генеральный директор «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE. – Однако если что-то в момент осмотра было упущено и не отмечено в дефектном акте, не стоит расстраиваться. В случае обнаружения каких-либо недочетов позднее или появления новых дефектов из-за некачественного строительства, добиться справедливости все равно можно. В течение пяти лет действует гарантийный срок, это значит, что застройщик первые пять лет обязан исправлять свои недоделки. Если же девелопер уклоняется от своих