20-21 сентября 2017 года в Международном конгрессно-выставочном центре «ВДНХ Экспо» прошел Российский инвестиционно-строительный форум (РИСФ-2017). В рамках форума с целью эффективной реализации требований федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", компания «СКДО» провела круглый дискуссионный стол на тему «Цифровизация строительной отрасли».
В работе круглого стола принимали участие: Пугачев Сергей Васильевич - Глава рабочей группы по контролю договорных обязательств и заместитель Исполнительного директора Ассоциации «Национальное объединение строителей»; Забелин Антон Викторович - начальник отдела нормативного обеспечения Департамента нормативного и методического обеспечения Ассоциации «Национальное объединение строителей»; Карпов Валерий Александрович - генеральный директор ООО «ЦИСК»; Молчанова Анна Анатольевна - заместитель исполнительного директора Национального Кровельного Союза; Умалатов Ислам Сераждинович - член совета директоров ООО «СКДО»; Петуховский Иван Сергеевич - генеральный директор ООО «СКДО»; Субботин Максим Николаевич - директор департамента развития ООО «СКДО».
Процесс реформирования строительной отрасли, частью которого стало внесение изменений в градостроительное законодательство, идет по пути прогрессивного развития. Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» предусмотрено создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, что будет способствовать улучшению качества жизни и созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
На круглом столе компании «СКДО» тема цифровизации обсуждалась с нескольких сторон. Первое слово было предоставлено Председателю Круглого стола Пугачеву Сергею Васильевичу. В своем выступлении он поднял вопрос о Федеральном законе от 03.07.2016 №372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в который были внесены существенные изменения в части возложения новых обязанностей на СРО и Национальные объединения саморегулируемых организаций (Нострой / Ноприз) по контролю за своими членами в части обеспечения договорных обязательств по договорам, заключенным на конкурентной основе.
В настоящий момент в области строительства насчитывается около двенадцати информационных систем, которые действуют наряду с крупными ИС в сфере территориального планирования, градостроительной деятельности, ценообразования в строительной сфере, ЖКХ, в области недвижимости и пр. С 1 июля 2017 года действует система единого реестра членов СРО Нострой и Ноприз. Реестр является единым с целью учета выписок для членов СРО и сбора данных Национальными объединениями.
Региональные системы, реализуемые в отдельных областях субъектов РФ, не учитывают всех потребностей рынка. К примеру, механическая выгрузка без единой информационной системы закупок не предоставляет объективной информации в связи с отсутствием многоплановых критериев по выгрузке и обеспечению достоверности информации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 №570 (ред. от 30.08.2017), объем работ по строительству без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам до 1 июля 2018 года составляет 15% по 34 видам работ, а с 1 июля 2018 года – 25%. За неисполнение постановления грозит штраф в размере 5% от стоимости контракта, в то время как ответственность несут саморегулируемые организации, - отметил Пугачев С.В.
Внедрение ИТ-технологий в области строительства направлено на стандартизацию и унификацию процессов, снижение издержек участников рынка, упорядочивание сложившихся в отрасли общественных отношений, что создает единое информационное пространство, позволяющее объединить целый ряд систем, оптимизировать их деятельность в части сбора информации и автоматизации в сфере строительства. На повестке круглого стола стояли вопросы, требующие решения в сборе информации, создании системы личных кабинетов, в определении представителей системы, актуальности и достоверности данных и необходимости построения единой информационной системы, основанной на обработке big data.
В качестве решения Умалатов И.С. предложил создать информационную площадку, осуществляющую децентрализованный сбор и централизованный анализ данных по обязательствам, возникающим в сфере строительного государственного заказа, позволяющую не только осуществлять аналитику информации, но также в скором будущем осуществлять заключение через систему типовых государственных контрактов, подписывая их электронной цифровой подписью. Таким образом, создание единой информационной системы будет способствовать увеличению прозрачности, эффективности, сбалансированности документооборота в строительной отрасли, и тем самым поможет избежать злоупотребления, нарушения законодательства на местах и препятствовать росту коррупции.
Свои предложения по формированию системы контроля договорных обязательств компания «СКДО» направила на рассмотрение в Правительство РФ. Было получено поручение Правительства РФ, в рамках которого была создана Рабочая группа с участием «СКДО», а также Нострой и Ноприз по реализации предложенной концепции.
Генеральный директор «СКДО» Петуховский И.С. поднял тему использования технологии Блокчейн в строительстве. Спикер инициировал идею заключения смарт контрактов через единую цифровую систему строительного заказа. Основным достоинством технологии, является то, что после помещения условий контракта под защиту Блокчейн вся история вносимых в него изменений будет зафиксирована и отражена в системе.
В заключительной части круглого стола были представлены возможности «СКДО» как информационной системы, предлагающей общее решение для проблематики, поднятой предыдущими докладчиками. По словам Субботина М.Н., система «СКДО» позволяет подключить всех субъектов строительного государственного заказа и сделать возможным своевременное выявление и предупреждение нарушений требований законодательства РФ и технического регулирования, а также отслеживание ненадлежащего исполнения обязательств как подрядчиками, так и заказчиками.
По результатам круглого стола принято решение о совместной реализации предложенной модели развития. Был также намечен план совместных мероприятий «СКДО» и национальных объединений (Нострой / Ноприз) по реализации данного проекта.