В марте текущего года Федеральная таможенная служба России проинформировала о начале передачи банками в таможенные органы банковских гарантий в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Теперь участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не надо лично получать в кредитной организации банковские гарантии и направлять их в таможенные органы. Кредитная организация, выдавшая банковскую гарантию, сама отправит гарантию в таможню. Такая практика позволяет существенно сократить время на их приём.
В случае если банковская гарантия оформлена в письменном виде на бумажном носителе, она принимается таможенным органом только при поступлении от гаранта соответствующего электронного сообщения и представления документов, подтверждающих полномочия подписавших лиц.
Согласно действующему положению, электронная банковская гарантия должна быть принята таможенным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления, в то время как банковская гарантия, оформленная на бумажном носителе, приниматься таможенными органами в течение 5 рабочих дней.
Наряду с существующими технологиями электронного денежного залога и поручительства, электронная банковская гарантия предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности возможность внести необходимое обеспечение непосредственно при декларировании товаров. С мая месяца реализовано информирование плательщиков таможенных пошлин, налогов о принятии либо об отказе в принятии банковской гарантии. Соответствующая информация поступает в личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.
Среди основных преимуществ оформления банковской гарантии в электронном виде непосредственно для участника внешнеэкономической деятельности виде можно назвать и такие:
возможность получить гарантию в любом регионе России от банка, предложившего наилучшие условия;
возможность быстрее предоставить в банк нужные документы и сведения и получить ответ от банка;
возможность одновременно отправить заявки в несколько банков.
Необходимо учесть, что при оформлении электронной банковской гарантии участнику ВЭД потребуется получение квалифицированного сертификата электронной подписи. Именно этот вид подписи придаст документам юридическую силу без дополнительных соглашений между участниками электронного документооборота.
Электронные документы, используемые таможенными органами, юридически равнозначны бумажным документам, собственноручно подписанным и заверенным печатью. Применение усиленной квалифицированной электронной подписи позволяет использовать такие электронные документы без ограничений - от предоставления в иные государственные органы до использования в судебной практике.
Справочную информацию по вопросам, связанным с подачей в электронном виде банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, можно получить в отделе таможенных платежей Ярославской таможни.