Последние несколько лет наблюдается тенденция к увеличению доли производства российских промышленных перегружателей. Это говорит о хороших тенденциях в реализации программы импортозамещения – считают специалисты Ассоциации Участников Закупок.
Промышленные перегружатели применяются для погрузочно-разгрузочных работ, чаще всего их используют производители металлов, строительные и грузовые компании. Эта спецтехника очень востребована в различных отраслях экономики, поэтому тенденции рынка перегружателей буквально касаются всех жителей нашей страны. Согласно сведениям маркетингового агентства MegaResearch, предоставившего Ассоциации Участников Закупок данные по рынку машиностроения - последние несколько лет наблюдается тенденция к укреплению позиций российских производителей спецтехники. А вот объемы импорта перегружателей в количественном выражении наоборот упали за три последних года на 26%.
Усиление позиций российских промышленников происходит не само по себе, а благодаря целенаправленным действиям Правительства РФ, которое намеренно отсекает искусственными мерами поток «неугодной» импортной спецтехники. Например, с 2015 года была законодательно закреплена повышенная ставка утилизационного сбора на импортные машины, размер которой начал варьироваться в зависимости от массы машин и даты выпуска (до 3 лет и старше). В отдельных случаях суммы на утилизацию стали достигать почти 25 миллионов рублей за каждую единицу техники! Такие ограничения фактически «поставили крест» на ввоз в РФ импортных машин, бывших в употреблении. Небольшие преференции по сумме затрат получили гусеничные перегружатели: ставка на их утилизацию оказалась существенно ниже, чем у колесных, но это не оказало существенно влияния на общую ситуацию по рынку специальных машин.
Несмотря на то, что в конечном итоге от вводимых мер страдают потребители (промышленники, ограниченные в возможностях выбора техники) – в целом принятые Правительством РФ меры нацелены на поддержку отечественного машиностроения. И по мнению поставщиков данной техники в РФ, эти меры уже приносят результат в виде возросшей доли продаж отечественных производителей. В рублевом эквиваленте прирост составил за последние несколько лет 130%: более, чем в 2 раза. По итогам 2016 года объем рынка перегружателей в РФ уже составлял 2,3 млрд рублей и будет наращивать объемы в текущем году.
Хотя если считать успехи отечественных производителей в штуках, то прирост может показаться небольшим. По сведениям Мегаресерч, вместо 20 машин в год теперь производится 46. Однако специалисты утверждают, что в данном случае речь идет о колоссальном росте. Ведь несмотря на простоту выполняемых задач, эта спецтехника является высокотехнологичной и может иметь целый ряд уникальных, специфических особенностей, необходимых конкретному заказчику, таких как регулируемая по высоте кабина и другие необходимые функции.
По мнению руководителя аналитического центра Ассоциации Участников Закупок, растущему производству отечественных перегружателей способствуют сразу несколько драйверов: рост курса валют и стоимости перегружателей в последние годы, значительное повышение утилизационного сбора при ввозе импортных машин, внедрение программы импортозамещения в отечественном машиностроении, покупка отечественной техники при проведении тендеров для нужд «РЖД», «Спецстроя» и других ведомственных структур.
Общее количество перегружателей в России составляет примерно 1200 единиц, основная часть машин импортного производства. Однако специалисты считают, что рынок спецтехники еще относительно молодой и количество российских машин может со временем уравняться с импортными. Перспективы и условия для роста великолепные: наряду с базовыми отраслями применения промышленных перегружателей, эксперты отмечают увеличение спроса в сфере строительства, коммунальных хозяйств, лесозаготовительных предприятий. Расширение новых рынков для использования перегружателей позволит российским промышленникам увеличить объемы производства. Согласно сведениям агентства MegaResearch, всего за пару-тройку лет объем потребления может возрасти до 36%.