Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил новый продукт «Выборы глав регионов в 2017 году: сценарии кампаний и прогнозы», ряд положений которого были встречены рядом политологов в штыки. Так, например, шквал критики обрушился на тезис о том, что «конкурентность – это опция, а не квалифицирующий признак выборов, как и референдумность». Считаем необходимым дать некоторые разъяснения.
Эксперты несколько лет назад стали говорить о том, что ряд выборов может проходит по конкурентному или референдумному сценариям. В чем суть второго типа выборов? Борьба разворачивается, по сути, за второе место. Да, оно не призовое, но, тем не менее, человек, занявший это место, получает некий бонус, связанный с перспективой на выборах иного уровня, например, парламентских. Этот тип выборов, при всей референдумности, не перестает быть именно выбором населения и, как считает председатель правления ФоРГО Константин Костин, ни в коем случае не является некой электоральной процедурой, призванной всего лишь оформить фактическое назначение.
По мнению экспертов ФоРГО, и конкурентность, и референдумность являются опциями, а не квалифицирующим признаком современных выборов. Константин Костин отмечает, что «суть выбора заключается в принятии решения из нескольких разных вариантов». При этом сам «выбор не перестает быть выбором оттого, что один из вариантов решения заведомо более предпочтительный, выгодный, чем другой. Выборы не перестают быть выборами, если заранее известно, кого изберет большинство голосующих». В этом и есть суть референдумного сценария выборов.
Руководитель филиала ФоРГО в Ставрополе Геннадий Косов отмечает, что в рамках и конкурентного, и референдумного сценариев возникает демократическая легитимность, то есть народ, как конституционный носитель власти, посредством легальных процедур наделяет властным мандатом человека или партию. Отметим, что существует разница между легальностью и легитимностью. Легальность связана с законностью, а легитимность – с поддержкой народа.