28.07.2017 10:48
Аналитика.
Просмотров всего: 4633; сегодня: 1.

Российские разработчики ПО рвутся на глобальный рынок

НП «Руссофт» представляет результаты исследования «Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке», которое проведено им в партнерстве с Ассоциацией Брокеров Инноваций и Технологий (АБИТ) по инициативе корпорации SAP и при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ.

Познакомиться со всеми выводами, сделанными в рамках исследования, можно в аналитическом отчете: http://www.russoft.ru/tops/4003

Главный вывод исследования — российские софтверные компании, работающие на рынке B2B, стали намного больше интересоваться рынками дальнего зарубежья (или стремятся расширить продажи на этих рынках, если они там уже присутствуют).

74% респондентов находятся в процессе создания экспортных продуктов, а 65% не только указали на существование таких разработок, но и дали краткие описания разработанных решений.

Из тех компаний, продажи которых прежде ограничивались Россией и странами ближнего зарубежья, 12% планируют впервые выйти на рынки дальнего зарубежья в 2017 г. (в 2018 г. - 14%).

Не более 10-15% российских компаний разработчиков ПО пока не готовы к международной экспансии. Они либо создают решения только для отечественного рынка, либо работают за рубежом с узким кругом клиентов, расширять который не намерены.

Следовательно, 85-90% компаний рассматривают свою экспансию за рубежом как возможную стратегию развития в будущем. При этом в настоящее время на рынках дальнего зарубежья работает не более 60% софтверных компаний России, примерно половина которых разрабатывает не собственные программные продукты, а предоставляет услуги по разработке заказного программного обеспечения.

Стремление или желание ориентированных на внутренний рынок компаний осваивать дальнее зарубежье связано, прежде всего, с тем, что продажи в России не растут темпами, которые существовали до 2009 г. (в последние 2-3 года у многих они сократились не только в долларовом выражении, но и в рублевом). Скорее всего, о ежегодном росте внутреннего рынка более чем на 10% можно забыть. Высокий рост может обеспечить только экспорт.

По итогам 2016 г. оборот опрошенных компаний, которые не присутствуют на рынках дальнего зарубежья, увеличился на 8,6% (прогноз на 2017 г. — +13,5%). В то же время совокупный оборот опрошенных компаний, которые работают на рынках дальнего зарубежья, возрос на 20%, а в 2017 г. ожидается его увеличение на 19%.

Как показывают результаты ежегодного исследования «РУССОФТ», в предыдущие 2 кризисных года эта разница была еще больше. Например, в 2014 г. у опрошенных компаний с долей экспорта менее 10% (это те разработчики, которые ориентируют только на Россию и на ближнее зарубежье) оборот вырос на 4% в долларовом выражении, а у компаний с долей экспорта более 50% - на 25%. В 2015 г. ориентация на внутренний рынок привела даже к падению дохода компаний на 34% (если экспорт обеспечивает более половины оборота, то прирост составил 22%).

Прогнозы ведущих мировых аналитических агентств говорят о том, что в ближайшие годы на мировом рынке будут особенно востребованы наукоемкие решения, которые требуют высокого уровня физико-математической подготовки разработчиков, а это главное преимущество российских специалистов. Результаты исследования подтверждают, что российские компании разработчиков ПО специализируются прежде всего на поиске решений в самых конкурентных сегментах мирового ПО («большие данные», искусственный интеллект, компьютерное зрение, машинное обучение и т.п.). Они изначально ориентированы на глобальный рынок. Только в 60% случаев экспортно-ориентированные разработки совпадают с разработками для российского рынка, а в 40% - компании разрабатывают ПО, ориентируясь только на зарубежный рынок.

В то же время, само стремление работать на внешних рынках еще не обеспечивает там успеха. Для него потребуется преодолеть ряд барьеров. Результаты исследования говорят о том, что никаких препятствий непреодолимой силы для международной экспансии ИТ-компаний не существует. Одним из основных сдерживающих факторов является отсутствие необходимых навыков и знаний, а также и лидерских качеств у менеджеров и предпринимателей. Так считает ряд опрошенных в рамках исследования экспертов.

К другим факторам, препятствующим выходу на глобальный рынок, относятся нехватка «длинных денег» (венчурных и кредитных) для развития бизнеса, отсутствие средств на проведение НИОКР и на организацию маркетинга, а также многочисленные бюрократические препоны. Проведенное исследование позволило определить и другие проблемы, а также собрать предложения экспертов о том, как можно существенно улучшить условия для российских ИТ-экспортеров.

Одним из возможных способов преодоления препятствий в части приобретения навыков и знаний, а также создания каналов продаж, является сотрудничество с международными корпорациями. 65% опрошенных компаний уже имеют положительный опыт взаимодействия с международными ИТ-корпорациями и рассматривают их как центры экспертизы при создании новых экспортно-ориентированных решений. Они верят в имиджевый и маркетинговый эффект от сотрудничества с ними, а также в потенциал использования их каналов продаж. Только 19% респондентов не рассматривают возможность такого сотрудничества. При этом опрос показал, что сотрудничество с международными корпорациями положительно сказывается на основных показателях деятельности компаний.

Исследование позволило сделать ряд других важных выводов. Глубинные интервью с 31 экспертом, представляющим успешные компании, институты развития и инвесторов, позволяют не только дать оценки сложившейся ситуации, но и предложить основу для построения новой концепции развития российской софтверной отрасли. Один из ключевых выводов относительно государственной политики таков - в России должны быть созданы условия для компаний-разработчиков ПО не хуже, чем в других странах мира. Это особенно актуально на фоне применения антироссийских санкций, которые де-факто приводят к выдавливанию из российской юрисдикции предприятий самой конкурентоспособной индустрии. Софтверная отрасль является ключевой для развития всей российской экономики на фоне становления нового технологического уклада, а ее представители являются очень мобильными и легко меняют свою юрисдикцию. Создание условий для ее эффективного функционирования в России — общая задача государства и бизнес-сообщества.

Исследование подняло ряд важных вопросов, однозначные ответы на которые пока нельзя однозначно сформулировать. Они требуют обсуждения и дискуссий в экспертном сообществе.


Ньюсмейкер: РУССОФТ — 7 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...