17 июля 2017 года на Мурманском проспекте у КАД торжественно открылся лоукостер крупного формата «Оптоклуб РЯДЫ». В честь появления инновационного торгового комплекса в Ленинградской области рядом с ним установлена инсталляция «Вирус шопинга».
Отличительная особенность оптово-розничных «Рядов» – выгодные цены на самые ходовые товары из большого количества категорий. Сеть складских клубов работает круглосуточно, а располагаются они так, чтобы за покупками было удобно доехать в любое время. Таким образом, новый для российского рынка торговый формат расширяет возможности шопинга как для семейного покупателя В2С, так и для бизнеса В2В. Эта идея и легла в основу инсталляции «Вирус шопинга», дизайн которой был полностью разработан внутри компании.
Инсталляция представляет собой конструкцию из трех объектов, напоминающих строение вируса. Каждый объект состоит из покупательских тележек, которые являются символическим материалом для всех арт-объектов «Оптоклуба Ряды». В качестве рецепторов вируса, с помощью которых он проникает в организм, использованы различные товары – велосипеды, микроволновки, колеса, консервы, упаковки подгузников и т.д. Облегчают проникновение вируса шопинга пластиковые карты – в инсталляции фигурируют четыре вида карт, включая карту лояльности самого оптоклуба.
Дмитрий Костыгин, основатель и совладелец сети «Оптоклуб Ряды», коллекционирует современное искусство уже более десяти лет. По его словам, при создании инсталляции «Вирус шопинга» в компании отталкивались от реальных изображений вирусов, а вдохновение черпали в работах актуальных художников.
«Вирус, проникая в организм, делает нас сильнее. Есть идея, что они сыграли важную роль в эволюции. Без внешнего воздействия, самой по себе, ДНК меняться сложно. А вирусы привносят в геном новые фрагменты, происходит кросс-реактивация, обмен информацией. Инсталляция «Вирус шопинга» как раз воплощает идею перекрестного переноса идей и концепций как в ретейле, так и в шопинге», – отмечает Дмитрий Костыгин.
Напомним, что «Оптоклуб Ряды» как раз является примером успешного воплощения новых для рынка идей. Это первый лоукостер крупного формата в России. Мировые аналоги – сети Costco, Sam's Clubs (подразделение Walmart) и компания BJ's.
Первой инсталляцией «Оптоклуба Ряды», созданной из нестандартных материалов, был объект «Ретейлоболоид Костыгина» на Шафировском проспекте в Санкт-Петербурге. Инсталляция олицетворяет инновационный для России принцип торговли оптоклуба – наряду с тележками в ней использованы паллеты, атрибут нового формата. Внешне арт-объект напоминает ускоритель заряженных частиц, символизируя движение «Рядов» вперед.
Вторая инсталляция «Три канона шоппинга: пи, эпси и радикал» была установлена в честь открытия ретейл-парка «Мезоджи» на Пулковском шоссе в Санкт-Петербурге. Идея этого объекта была навеяна, в частности, скульптурой «Три российских революции: 1825, 1905 и февраль 1917» Василия Ермилова, поскольку оптово-розничный парк – тоже переворот в российской торговле.
По наблюдениям Дмитрия Костыгина, в розничной торговле, как и в любом бизнесе, можно увидеть три динамики платформы продукта. Быстрая динамика – когда предприятие ритмично «генерит» новинки, ее символом является кольцо из тележек для покупок. Средняя динамика платформы тяготеет к разнообразию решений – она воплощена в виде уменьшающихся деревянных паллет. И медленная динамика стремится к максимальному объему выпуска и минимальным наценкам, символом чего является куб из складских стеллажей. «Три канона шопинга» – великая вещь. Она пока еще не всеми понята, – отмечает совладелец «Оптоклуба Ряды».
В планах компании – сопровождать открытие каждого оптоклуба новым арт-объектом. Следующая инсталляция на тему торговли появится осенью 2017 года в подмосковных Мытищах.