Госдума в первом чтении приняла законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, позволяющих должностному лицу налогового органа в целях осуществления налогового контроля истребовать у аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов документы (информацию) о налогоплательщике, полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года.
Между тем, есть опасения, что вследствие данных поправок в Налоговый кодекс, организации станут реже пользоваться услугами добровольного аудита и другими сопутствующими услугами, направленными на повышение эффективности экономической деятельности, что в свою очередь может привести к искажению представляемой в налоговые органы налоговой отчетности. Не говоря уже о том, что информация, предъявленная аудитором в налоговый орган, может оказаться субъективной и ошибочной.
Не исключено, что организации прибегнут к сокрытию информации перед аудиторами, прибегая к предоставлению лишь тех документов и информации, которые требуются для предоставления в целях налогового контроля. Это неизбежно приведет к потере ценности аудита.
Адвокат юридической компании LDD Андрей Попов считает, что с целью снижения риска возможных негативных последствий необходимо четко определить, какие именно документы и информацию будут вправе запрашивать налоговое органы у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Является целесообразным право истребования налоговыми органами у аудиторской компании свести лишь к документам, обязательное предоставление которых предусмотрено Налоговым кодексом для проверяемого налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган должен располагать информацией, что запрашиваемые документы предоставлялись организацией аудитору в ходе проведения аудита или передавались копии запрашиваемых документов.
Документы, изымаемые из режима аудиторской тайны, должны подпадать под действие режима налоговой тайны.
Чтобы исключить претензии со стороны налогоплательщиков к аудиторским организациям о несоблюдении режима аудиторской тайны, необходимо предусмотреть возможность обращения налогового органа к аудиторской организации лишь в случае непредставления требуемых документов самим налогоплательщиком.