В минувшем году завершилась восьмилетняя федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы». Спустя два месяца после ее окончания уже можно поводить первые итоги.
Основная цель программы – создание и развитие конкурентоспособной российской гражданской морской техники и судостроительной промышленности в целом. Одним из 450 крупнейших предприятий отрасли, принявших участие в ФЦП является электротехнический концерн «Русэлпром» в составе ГК РОЭЛ.
На «Русэлпром», как на ведущего производителя и поставщика электрических машин и приводов в стране была возложена работа по электротехническому оснащению судов. В период действия программы, концерн под управлением гендиректора Владимира Дорохина участвовал в реализации нескольких приоритетных отраслевых проектах.
В частности – разработка энергосберегающих агрегатов для различного класса судов. Концерном «Русэлпром» (ГК РОЭЛ) была спроектирована и создана линейка дизельных генераторов и мощных утилизационных турбогенераторов с регулятором частоты вращения. Оборудование позволяет в несколько раз сократить топливные расходы и увеличить срок службы самих двигателей, даже в условиях работы с неравномерной нагрузкой. Тестовые испытание были пройдены успешно.
Ключевое место в развитии морской техники также занимают разработки концерна по производству новой системы электродвижения судов. «Русэлпром» (ГК РОЭЛ) совместно с ведущими предприятиями - НПО «Винт», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «ЧЭАЗ», Wartsila, Veo, Nidec (Ansaldo) и др. проводили опытно-конструкторские работы, в результате которых были произведены сверхмощные электродвигатели и вспомогательные комплектующие к ним.
Некоторые разработки уже установлены на реально существующие объекты судов, а именно самый большой в мире атомный ледокол «Арктика» (проект 22220), дизель-электрического ледокола «Илья Муромец».
Атомоход «Арктика», длинной 173,5 метра оснащен тремя гребными электродвигателями российского производства - концерна «Русэлпром». Мощные электродвигатели были разработаны специально для ледокола, способного проходить в суровых климатических условиях сквозь толщи льда до 3 метров. Спуск на воду состоялся в прошлом году. Работы по строительству атомохода еще продолжаются, а характеристики электродвигательного оборудования просто завораживают.
Для ледокола Арктика Русэлпромом были выпущены генераторы по 36 МВт, гребные ассинхронные двигатели (ГЭДы) по 20 МВт, оборудование противообледенительного назначения и специальные компрессоры.
Стоит отметить, что средства, направленные на развитие научно-технической базы и производство высокотехнологичного оборудования в указных проектах, были выделены как в рамках ФЦП, так и за счет привлечения собственного капитала.
В дальнейшем концерн «Русэлпром» в составе ГК РОЭЛ планирует быть участником в реализации госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», поскольку судостроение для концерна, со слов Владимира Дорохина, остается перспективным направлением на ближайшие годы.