На минувшей неделе в Орле состоялась международная конференция «Интеллектуальные транспортные системы регионам». В работе мероприятия приняли участие представители Министерства транспорта, Федерального дорожного агентства, бизнес-сообщества, экспертных организаций и высших учебных заведений.
Как отметил в приветственном слове губернатор Орловской области Вадим Потомский, в современных условиях резко возрастает спрос на инновационные процессы и технологии. В связи с этим вполне закономерен высокий интерес к теме интеллектуальных транспортных систем. Масштаб внедрения инноваций в промышленности, сельском хозяйстве и транспорте дает реальный шанс переформатировать российскую экономику с сырьевой модели на высокотехнологичную и занять достойное место на мировых рынках.
Центром дискуссии первого дня стал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», стартовавший в конце 2016 года. Проект направлен на приведение дорог в нормативное состояние, повышение безопасности транспортной инфраструктуры, снижение аварийности и повышение комфорта пользования дорогами России. На первом этапе в проект агломераций вошли 37 крупных городов, предложивших программы комплексного развития транспортной системы. При этом одним из драйверов развития проекта должны стать интеллектуальные транспортные системы, элементы которых уже сегодня активно внедряются в регионах.
«Ключевым критерием попадания в проект, был количественный показатель населения, проживающего на территории агломераций, - отметил в своем выступлении председатель общественного Совета Минтранса России Михаил Блинкин. – Но хочу обратить внимание на то, что перспективы попасть в проект есть и у не самых крупных агломераций – вопрос в готовности общества, бизнеса и власти работать и вкладываться в создание «Умного города». По мнению экспертов, хорошие перспективы войти в проект есть у Орловской, Белгородской и Курской областей.
По словам первого заместителя губернатора Орловской области Анатолия Мишанова, регион готов сформировать пакет документов для участия в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги». Хорошим подспорьем субъекту будет территориальный кластер «ГЛОНАСС», выступивший соорганизатором конференции и активно развивающий проекты ИТС в России и за ее пределами. «Резиденты кластера готовы принять самое активное участие в реализации этого проекта на дорогах Орловской области и соседних регионов, - подчеркнул в своем выступлении председатель совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин. – Для этого у кластера есть не только научно-технический потенциал, но и уже готовые решения, на практике доказавшие высокую степень эффективности».
Также важной темой обсуждения стало внедрение на дорогах России систем автоматизированного весогабаритного контроля, который в этом году выйдет на новый этап развития. Как отметил генеральный директор Ассоциации РАДОР Игорь Старыгин, 31 пункт автоматического весогабаритного контроля по стране уже установлен. Еще 120 будут созданы в ближайшие два года, а до 2020 планируется ввести в эксплуатацию свыше 380 таких пунктов.
В Орловской области уже есть 4 передвижных пункта весогабаритного контроля, но в планах увеличить их число до 12. В случае аграрно-ориентированного Орловского региона эта тема весьма актуальна, поскольку чаще всего перегруженные машины – это машины с сельхозпродукцией, и именно они наносят дорогам самый большой ущерб, разрушая дорожное покрытие. К слову, одним из резидентов кластера ГЛОНАСС ЗАО «Индустрия делового программного обеспечения» уже разработана и опробована автоматизированная система весогабаритного контроля. Внедрение этой системы в Калининграде за первые 10 дней работы принесло в бюджет региона штрафов на сумму свыше 9 миллионов рублей. И эта цифра - наглядная иллюстрация вклада ИТС в улучшение дорожной ситуации нашей страны.
В сущности, как лаконично заметил член Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы Российской Федерации Сергей Тен, у интеллектуальных транспортных систем две задачи: обеспечение безопасности на дорогах и сохранности этих дорог. Создание автоматизированных систем контроля за нарушением правил дорожного движения и систем автоматизированного весогабаритного контроля должны помочь решить эти две задачи. И именно над решением этих задач работают, и будут работать все те, кто собрался на конференции «ИТС регионам» в Орле.
Второй день конференции был посвящен узкоспециализированным задачам ИТС. Участники ознакомились с новейшими разработками в сфере ИТС, представленными на специализированной выставке, обсудили проблемы страховой телематики, развитие РНИСов, развитие новых автомобильных сервисов (каршеринг), а также рассмотрели практику применения инструментов информационных транспортных систем в регионах России.