Хромакей (chroma key) – способ видеоналожения одних объектов видео на другой. Съемка объектов производится (как правило) на однородном зеленом или синем фоне, затем в специальных программах видеомонтажа фон удаляется и под “прокеенный” объект подкладывается другой фон.
Если у вас возник вопрос как, то на вопрос зачем вы уже ответили сами. Чем больше и чаще необходимость комбинирования объектов изображения, тем больше необходимость создать собственную хромакей зону. С чего начать?
Конечно с помещения.
Тут, общее правило чем больше, тем лучше, но в меру. Конечно можно снимать и на пятачке 2*2 метра, поставив сзади мобильный хромакей, но что вы сможете уместить в кадр, кроме «говорящей головы» ? Да и со светом будут проблемы. С другой стороны снимать того же диктора в павильоне размером с ангар — тоже не совсем целесообразно. Желательно, чтоб в помещении или по крайней мере в хромакей зоне не было окон, ведь солнышко не спрашивает график съемок. Или придется окна закрывать фанерными щитами выкрашенными черной краской. Черной краской желательно выкрасить и потолок.
Поэтому, определитесь для каких съемок вам нужна хромакей зона и не скупитесь на метры. Минимально необходимым для съемки одного или двух статичных актеров в рост, будет приемлемым 5*4 метра. И высотой 3, а лучше 4 метра. Эти размеры позволят снимать уже с двух камер и разместить световые приборы сверху. Недостаток съемочного пространства создает дополнительные проблемы, с которыми впоследствии придется бороться на постпродакшне. Дабы не создавать себе лишних проблем, необходимо оборудовать такое пространство, в котором было бы комфортно работать.
* Расстояние от зеленого фона до объекта должно быть таким, чтоб человек не отбрасывал тени на фон и чтобы паразитный рефлекс (зеленое отражение фона) не попадал на одежду. А так же можно было выставить заливающий и контровой свет так, чтобы приборы не были в кадре.
* Расстояние между камерой и объектом должно быть таким, чтоб можно было комфортно расставить приборы заливающего, рисующего, противорефлексного света, чтоб они так же не попадали в кадр.
Продолжаем. Теперь фон.
Критерием выбора цвета и материала для фона является характер съемок, бюджет.
Зеленый или синий фон – тут все понятно. Есть люди в кадре с зеленым цветом одежды – берем синий фон. Нет людей с зелеными элементам – фон будет зеленый.
Размеры и тип материала зависят от бюджета и возможности крепления. Это может быть бумага, ткань, краска, нетканый фон.
Зеленый фон или синий фон хромакей, а в чем разница?
В большинстве случаев для хромакей используется зеленый цвет , поскольку он по статистике меньшего всего присутствует в одежде людей и оттенках кожи. Но иногда используется и синий фон , в тех случаях, когда одежда героев имеет зеленые цвета. Зеленый цвет на зеленом фоне просто прокеится — то есть исчезнет вместе с фоном.
Бумага хороша тем, что дешево и если испачкалась — оторвал и выкинул, отмотав с рулона еще. Недостаток — рулон надо на чем-то крепить и ширина рулона очень большой не бывает (обычно 2,75 м). Снимать видео на бумаге не просто, бумага рвется.
Тканевый вариант фона удобнее и практичнее, хотя и дороже. Он самый универсальный. Тканевый фон компактно складывается, стирается, гладится, отлично сшивается для создания хромакея больших размеров. Ширина полотна 6 метров и более, крепится хоть гвоздями на стену — главное чтоб складок не было и мешков (из практики — лучше верх и низ часто прикнопить к узкой полоске фанеры или рейке и потом эту конструкцию крепить — будет висеть ровно и натянуто). Недостатком ткани является то, что на ней как бы ни старались её натягивать и отпаривать – всегда есть складки…. Со складками можно работать, но чем их меньше, чем равномерней натянут фон, тем он равномерней высвечен и прокеивание происходит без дополнительных манипуляций на постпродакшене. Тканевый фон можно в углу повесить плавным изгибом.
Нетканый фон хромакей – это фон, область применения которого немного уже чем у тканевого. Он менее пластичен, им не накроешь объект, не застелишь подиум. В остальном нетканый фон обладает теми же свойствами, что и тканевый фон хромакей. Его отличительная черта – более низкая стоимость, чем стоимость ткани. Удобен для застилания пола.
Нетканый хромакей синего цвета в рулоне.
Очень неплохой вариант для пола, как показала практика — обычный «мягкий пол» из материала EVA (пенка) применяемый в детских комнатах. Плитки зеленого цвета прекрасно прокеиваются и моются, если кто-то испачкал грязной обувью (хотя обувь должна в хромакей зоне быть исключительно сменная или медицинские бахилы). В комплекте есть бортик позволяющий скрыть переход на стену. Единственный минус — никаких каблуков и ножек стульев, и столов. Пенка продавливается.
Краска – хороший расходный материал, но совсем не дешевый. Так же не всякая зеленая краска подойдет. Главное — краска не должна бликовать. Поэтому применяют специальные дорогие составы зеленого, реже синего цвета, которыми например покрыты хромакей циклорамы в Москве — они не дают бликов. Краска удобна, когда надо что-то быстро покрасить или когда нет возможности объект обтягивать тканью. Мебель так же успешно красят в цвет хромакей. Красят и дополнительные конструкции: лестницы, кубы, столы, стулья – красят для того чтоб на постобработке заменить покрашеные объекты на спроектированные модели 3D.
И главное — Освещение.
Наверное основной критерий качественной и успешной видеосъемки, то с чего начинают съемку на хромакее — это равномерно высветленный фон. Надо постараться его высветить равномерно, без пятен и провалов. Для этого лучше пользоваться приборами, дающими рассеивающий равномерный поток света. Например заливочные приборы, типа Kino Flo.
Идеально высвеченная студия хромакей не содержит рефлекса и провала.
Необходимо избавиться от нежелательного паразитного рефлекса (отражения зеленого или синего фона на одежде и лицах). Добиваются этого при помощи отражающих поверхностей (на практике в большинстве случаев светоотражателя дискового типа бывает за глаза).
Если нет возможности приобрести подвесную осветительную систему, придется вешать приборы на потолок фиксировано, что намного менее удобно или использовать приборы на стойках (если не позволяет например высота помещения).
Для съёмки динамичных сцен необходимо использовать так же динамично меняющееся освещение движущегося объекта. Если человек движется в кадре, он выходит из зоны освещения контрового света, из зоны подавления паразитного рефлекса, из зоны фронтальной заливки – уходит в тень или в пересвет. Для решения проблемы есть два способа:
* Выставить осветительными приборами зону перемещения человека или группы людей так, чтоб освещение в разных точках сцены имело одинаковый результат. В условиях тесной студии, а тем более просто хромакей зоны, для группы людей добиться желаемого результата практически невозможно.
* Выставить освещение и перемещать необходимые осветительные приборы одновременно с движением человека или группы людей , чтоб во всех точках на сцене результат был равномерным. Это наиболее часто применяемый способ работы на хромакее в условиях тесноты в студии или при групповых съемках.
Пару слов про съёмочное оборудование
Секрет правильной съемки на хромакей кроется - в съемке. Съемка в несжатом формате с максимальной глубиной цвета в максимальном разрешении с максимальным динамическим диапазоном. Иными словами съемка потоковая и RAW. Любое изображение прошедшее компрессию (потерю данных) даст существенно худший результат, нежели RAW.
Съемка видео на хромакее с компрессией кодеками – хуже в разы, чем съемка RAW.
Качество сжатого материала 4:2:0 или 4:2:2 или 4:4:4:4 всегда будет хуже, чем RAW. Фотоаппараты DSLR имеют возможность съемки компрессрованного видео, но благодаря специальной альтернативной прошивке Magic lantern, они имеют возможность съемки несжатого видео в RAW. Только вот возни с видео материалом RAW с фотоаппаратов, с альтернативной прошивкой очень много. Гораздо проще сразу снимать raw видео. Это позволяют делать КИНОкамеры black magic p, red и другие. Правда цена у них в разы выше.