ВЦ «Раздолье» успешно завершило очередной проект автоматизации предприятия оборонно-промышленного комплекса России с использованием программы «1С:ERP Управление предприятием 2». АО «НПО «МРТЗ» получило современную систему учета и управления бизнесом.
Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Московский радиотехнический завод» — российское предприятие оборонно-промышленного комплекса, основанное в 1900 году. Является одним из крупнейших предприятий ОПК России; ведущий производитель зенитно-ракетных комплексов ПВО, стоящие на вооружении уже многие годы в России и других странах мира.
АО «НПО «МРТЗ» имеет мощную историю автоматизации: ещё в 70-х годах прошлого века на предприятии был запущен и выполнен пилотный проект разработки типового решения для комплексного управления крупными машиностроительными предприятиями. Система получила название АСУП «Горизонт» и частично используется на предприятии до сих пор.
С течением времени АСУП «Горизонт» перестала отвечать современным требованиям автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, и на предприятии предпринимались попытки перейти на более современное ERPрешение. В процессе этой работы часть учетных процессов были переведены в «MSAxapta», часть велась в «1С:Бухгалтерии 6.0», «1С:Налогоплатильщик» и пр. Существенная часть учета велась в АСУП «Горизонт»: там собиралась и готовилась практически вся отчетность предприятия. Работа была крайне трудоемкой, страдала оперативность и прозрачность учета.
Весной 2015 года руководство АО «НПО «МРТЗ» приняло решение о переходе на единую корпоративную систему управления предприятием. К решению предъявлялись следующие требования:
• Реализовать полноценный бухгалтерский и налоговый учет с автоматическим заполнением основных отчетных форм, деклараций, автоматическим расчетом налога на прибыль и НДС. Система должна учитывать деятельность, облагаемую разными ставками НДС, а также без НДС, должна формировать налоговые регистры.
• Реализовать автоматический расчет себестоимости заказа.
• Реализовать требования к учету, которые предъявляет законодательство Российской Федерации для предприятий, участвующих в выполнении гособоронзаказа.
• Реализовать возможность в перспективе автоматизировать не только учет, но и планирование работы предприятия.
Работа над ГОЗ достаточно жестко регламентируется действующим законодательством РФ. Предприятие обязано выполнять требования ПриказаМинпромэнерго России N 200 от 23.08.2006 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой̆ по государственному оборонному заказу» (далее по тексту – «200-ый приказ»), Закона от 29.12.2012 №275 «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту – «275-ФЗ»), Постановления Правительства РФ №47 от 19.01.1998 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее по тексту – «47-ое постановление»). Основное требование этих нормативно-правовых актов – полностью прозрачный комплексный учет затрат и денежных потоков в привязке к выполняемым предприятием контрактам.
Что это означает на практике:
При заключении контракта предприятие-исполнитель должно предоставить заказчику конечную смету затрат по проекту и в дальнейшем придерживаться установленных сумм. Все затраты должны быть четко отслеживаемы и объяснимы. Речь сейчас идет не только о прямых, но и о косвенных расходах.
Кроме самих затрат, контролируется использование денежных средств – предприятие-исполнитель ГОЗ не может произвольно распоряжаться деньгами, которые были получены в рамках того или иного государственного контракта – только для оплаты материалов и услуг, зарплаты и налогов, которые входят в состав работ по этому контракту.
В связи с тем, что предприятие выполняет работы в рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ), выбор решения осуществлялся из числа российских ERP-систем. По соотношению цена/функциональность/распространенность было принято решение о внедрении программного продукта «1С:ERP Управление предприятием 2».
Весной 2015 года был проведен конкурс среди организаций, предоставляющих услуги по внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2», который выиграл Внедренческий центр «Раздолье».
О выборе партнера по внедрению рассказывает начальник службы информационных технологий АО «НПО «МРТЗ» Лебедев Олег Анатольевич: «При выборе партнера мы сформулировали для себя следующие критерии отбора: в первую очередь, это реальный опыт внедрения на аналогичных предприятиях, в нашем случае было важно, чтобы подрядчик имел опыт автоматизации машиностроительных предприятий и опыт автоматизации предприятий, которые выполняют гособоронзаказ. Второй важный критерий – это наличие успешно завершенных проектов автоматизации, положительные рекомендации предыдущих заказчиков подрядчика. Далее шла цена, длительность работ. Немаловажным фактором была общая культура консультантов подрядчика, у нас на предприятии работают пожилые специалисты, и это нужно было учитывать при выполнении проекта».
Для проекта автоматизации руководством АО «НПО «МРТЗ» были изначально определены следующие этапы:
1. Регламентированный учет;
2. Учет затрат и расчет себестоимости.
При этом консультанты ВЦ «Раздолье» обоснованно доказали, что лучшим решением будет одновременно с регламентированным учетом внедрить учет затрат и расчет себестоимости. При таком подходе есть возможность быстрее отказаться от лоскутной автоматизации, а трудозатраты и бюджет проекта практически не меняются. Дополнительным плюсом является снижение трудоемкости работ в финансовой службе предприятия – часть учетной работы сразу передаётся на места, по месту её фактического исполнения.
Проект автоматизации выполнялся в соответствии с многократно проверенной технологией «ВЦ «Раздолье» и состоял из следующих этапов:
1. Функциональное моделирование процессов;
2. Доработка функционала, тестирование;
3. Первоначальная настройка программы и перенос данных;
4. Обучение пользователей;
5. Опытно-промышленная эксплуатация.
По требованию заказчика проект выполнялся в сжатые сроки: этапы с первого по четвертый включительно были завершены в течение четырех месяцев так, чтобы начать опытно-промышленную эксплуатацию системы с января 2016 года и обеспечить сдачу всей регламентной отчетности уже из новой программы.
Общая длительность проекта составила 8 месяцев.
В проекте было автоматизировано около 150 рабочих мест.
По окончании проекта можно констатировать, что АО «НПО «МРТЗ» удалось упорядочить список действующих заказов по ГОЗ, формализовать и автоматизировать процедуру открытия и закрытия заказов. Также была получена возможность видеть постатейную оценку остатков незавершенного производства по каждому заказу с возможностью сравнивать эту сумму с плановыми значениями. На предприятии повысилась прозрачность расчета себестоимости продукции, выпускаемой в рамках ГОЗ.
В результате автоматизации функционал по обработке первичных документов движения товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) был передан от отдела АСУП и бухгалтерии на места возникновения этих операций (в подразделения), что позволяет избежать ошибок и повысить скорость обработки информации. До внедрения новой программы актуальные остатки ТМЦ можно было получить только через 10 дней после окончания месяца. Сейчас все заинтересованные службы могут обрабатывать остатки ТМЦ «день в день» и планировать их поступление на склад.
В результате запуска системы «1С:ERP Управление предприятием 2» появилась возможность получать план-фактный анализ себестоимости и незавершенного производства в разрезе статей калькуляции. В любой момент времени можно посмотреть план-фактный анализ затрат в разрезе заказов с процентами выполнения по затратам.
Платежи на предприятии ведутся в соответствии с 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе».
Автоматизировав с помощью программы «1С:ERP» бухгалтерский и налоговый учет, управление затратами и расчет себестоимости, предприятие заложило основу для построения на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» единой корпоративной системы управления, в которую в ближайшее время войдут остальные функциональные блоки:
1. Расчет заработной платы и кадровый учет;
2. Управление производством.
В 2016-2017 году проект был успешно продолжен – были автоматизированы инструменты финансового планирования и бюджетирования:
1. В «1С:ERP»теперь ведется управление денежными потоками (казначейство).
2. Разработаны и внедрены механизмы бюджетирования: формируется годовой бюджет движения денежных средств и годовой бюджет доходов и расходов.
Руководство АО «НПО «МРТЗ»благодарит специалистов Внедренческого центра «Раздолье» за высокий профессионализм и готово рекомендовать компанию в качестве партнера по внедрению ERP-решений фирмы «1С».
Об участниках проекта:
Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Московский радиотехнический завод» (АО «НПО «МРТЗ») — российское предприятие оборонно-промышленного комплекса, основано в 1900 году, производитель средств ПВО.
МРТЗ является головным предприятием холдинга «Оборонительные системы».
Адрес: Россия, Москва, Верейская ул., 29
Внедренческий центр «Раздолье» работает на рынке автоматизации с 2000 года, основным направлением деятельности компании стала автоматизация крупных промышленных предприятий России. ВЦ «Раздолье» является сертифицированным партнером фирмы «1С», имеет статус «1С:Центр ERP», стабильно входит в пятерку рейтинга Центров ERP в Москве. Предприятием ведет активную методическую работу по продвижению корпоративных решений фирмы «1С» - «1С:ERP»и «1С:Управление Холдингом 8» на рынке автоматизации – были созданы и опубликованы бесплатные обучающие курсы по этим программным продуктам, они доступны для всех желающих.
Адрес: Москва, проспект Мира, д. 101, стр. 1, офис 614.
Ссылка по теме публикации: razdolie.ru/education