Об основных изменениях в контрактной системе – вступивших недавно в силу и планируемых в ближайшем будущем – пресс-службе BiCo рассказала ведущий тендерный эксперт Нина Кожурова.
– Нина, уже с 1 января унитарные предприятия должны перейти с 223-ФЗ на 44-ФЗ. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что этого не произойдет. По-вашему, когда в итоге УП перейдут на контрактную систему, почему невозможно это сделать уже с нового года?
– Переход МУПов и ГУПов на контрактную систему регламентирует 321-ФЗ. На сегодняшний день можно с точной уверенностью сказать, что исполнить как следует требования данного федерального закона невозможно ни с теоретической, ни с практической точек зрения.
Многие унитарные предприятия, не получающие средства из бюджетов бюджетной системы РФ, не поименованы в приказе Минфина РФ от 23.12.2014 № 163н «О порядке формирования и ведения Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса», не имеют возможности получить электронные подписи и пройти процедуру перерегистрации в ЕИС. Соответственно, о разработке, утверждении и размещении планов закупок и планов-графиков этими субъектами контрактной системы говорить пока точно рано.
Вторая трудность кроется в принятии изменений в подзаконные акты 44-го федерального закона, требования которых будут обязаны соблюдать новые участники контрактной системы.
Поэтому с 1 января 2017 года на 44-й закон перейдут не все. Многие УП сейчас стараются размещать свои закупки на следующий год по правилам 223-ФЗ. Закон, как известно, обратной силы не имеет, следовательно, все закупки, размещенные в рамках 223-ФЗ до 1 января 2017 года, будут исполняться по его правилам, а не по 44-ФЗ. Еще один вариант выхода из сложившейся ситуации заключается в возможности предусмотреть заказчиками условия пролонгации заключенных договоров при размещении закупок на 2017 год до конца года 2016 по правилам 223-ФЗ.
Аналогичная ситуация наблюдалась у государственных и муниципальных заказчиков при переходе на положения 44-го федерального закона, когда в 4-м квартале 2013 года они максимально постарались разместить закупки по правилам действовавшего на тот момент 94-ФЗ.
Переходный период и адаптация для новых участников контрактной системы вполне закономерный и предсказуемый процесс.
Что изменится для поставщиков с переходом унитарных предприятий на контрактную систему? Конечно, у них появится возможность стать реальными контрактодержателями таких крупных УП, как Метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга, «Водоканал» и т. п.
– А что с каталогом товаров, работ и услуг (ТРУ)? Согласно 44-ФЗ с 1 января 2017 года госзаказчики должны указывать в извещении наименование предмета закупки в соответствии с ним, однако на данный момент каталога нет.
– Сегодня каталог товаров, работ и услуг полностью не сформирован. Судя по всему, задача по его созданию и наполнению на практике оказалась довольно трудной и ёмкой. По сути, сейчас нет ничего, кроме программной оболочки. Плюс ко всему, министерства продолжают препираться и спорить, кто же в итоге будет отвечать за работу каталога и контролировать контрактную систему в целом. Пока это прерогатива Минэкономразвития – оно на данный момент и занимается формированием каталога ТРУ.
Решение вопроса по введению в действие настоящего каталога найдено в принятии проекта Постановления «О временном порядке формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг», которое ограничено сроком действия с 1 января по 31 декабря 2017 года.
Согласно этим временным Правилам заказчики обязаны в данный период руководствоваться положениями ст. 33 44-ФЗ при описании объекта закупки в случае отсутствия соответствующих позиций ТРУ в вышеназванном каталоге. По моему предположению, в период действия временных правил каталог ТРУ будет дорабатываться. Возможно, в полную силу он заработает лишь к 2018 году.
Стоит отметить, согласно ст. 23 44-ФЗ в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика, осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте необходимо указывать идентификационный код закупки. Он формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога ТРУ. Таким образом, невозможно сформировать идентификационный код закупки, пока нет в полном объеме каталога. Пока это только теория, только время покажет, как заработает система по новым правилам.
– Какие изменения произошли с контрактной системой в 2016 году? Были ли какие-то действительно значимые новшества?
– 2016 год по принятию законопроектов, которые вносят изменения в тендерное законодательство в целом и контрактную систему в частности, оказался малопродуктивным. Многие документы, разработанные профильными федеральными ведомствами исполнительной власти, зависли на стадии рассмотрения Госдумой, а некоторые «забуксовали» еще на стадии внесения в нижнюю палату парламента. Например, один из законопроектов, который предусматривает поправки в 44-ФЗ, касающиеся перевода всех процедур закупок в электронный вид, прошел первое чтение практически два года назад и до сих пор ждет второго. Возможно, в 2017-м его в конечном итоге примут с доработками.
Вообще, судя по всему, именно следующий год станет прорывным в плане принятия новых законопроектов, вступления в силу значимых для участников закупок поправок.
– Расскажите подробнее, чего ждать от 2017-го? Какие поправки в контрактную систему будут приняты, вступят в ближайшее время в силу?
– Все такие изменения перечислены в 114 статье закона о контрактной системе. Так, с 1 января официально вступает в силу обязательное применение типовых контрактов по предмету закупок, обязательное формирование идентификационного кода закупки. Заказчики не смогут разместить извещение о закупке, которая не включена в план-график на текущий финансовый год. Об унитарных предприятиях уже было ранее сказано: это, на мой взгляд, самое главное изменение.
Еще одним ожидаемым изменением в 2017 году является перевод закупок в электронный вид – основные силы законодателей сконцентрированы на этом вопросе. На сегодня в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий совершенствование порядка проведения конкурса и электронного аукциона.
Отмечу, что перевести тендеры в электронный формат планировали еще к осени текущего года, однако, как видим, этого так и не случилось.
Скорее всего, в ближайшее время будет одобрен законопроект, который обяжет госзаказчиков оплачивать поставленный товар, выполненную работу или оказанную услугу в течение 30-дневного предельного срока. Документ уже одобрен Госдумой в первом чтении, дальнейшие процедуры одобрения и согласования, полагаю, не затянутся надолго. Несомненно, законодательное закрепление данной нормы – огромный плюс для поставщиков, так как госзаказчики очень любят тянуть с оплатой поставленного товара или услуги (порой ожидание денег затягивается до конца финансового года).
Правительством в Госдуму внесены на рассмотрение поправки, которые значительно смягчат требования к поставщикам товаров для жизнеобеспечения при участии в госзакупках. На данный момент действует следующая норма 44-ФЗ: если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), то участник закупки, предложивший цену контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной), обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены. По мнению правительства, данная норма закона имеет недостатки: неопределенность критериев для принятия заказчиком решения о возможности исполнения условий контракта участником госзакупки, высокая нагрузка на потенциальных поставщиков при подготовке обоснования цены и сборе необходимых документов. Поэтому требование об обязательном предоставлении заказчику обоснования цены предлагается отменить. Законопроектом устанавливается обязательное представление таких обоснований только в отношении топлива по перечню документов, который будет утвержден Правительством РФ.
Все планируемые новшества, которые вступят в силу в 2017 году, были разработаны давно, активно обсуждались, дорабатывались, поэтому не станут сюрпризом ни для поставщиков, ни для заказчиков – они вполне ожидаемы.