Растущая винная экспозиция на ведущей российской продовольственной выставке Продэкспо свидетельствует о тренде изменения потребительских предпочтений
Возможно, определенным кругам общества, считающих единственной панацеей от всех «питейных» проблем изменение минимальной розничной цены на водку, стоит учесть, что структура потребления алкоголя в России находится в стадии изменения.
Данные статистики и исследования социологов показывают, что в постсоветское время Россия совершила переход от северного типа потребления (предпочтение крепким напиткам, в первую очередь – водке) к центральноевропейскому типу (ориентация на пиво и нерегулярное потребление крепкого алкоголя). Естественно, что власти любой страны мечтают о переходе населения на южный тип потребления (с преобладанием регулярного, но не чрезмерного потребления вина), но на этом пути нас ждут труднопреодолимые объективные (северные широты) и субъективные (запрет рекламы вина и винопития) трудности.
В частности, ученые НИУ «Высшая школа экономики» Яна Рощина и Петр Мартыненко в своем исследовании «Структура потребления алкоголя как индикатор социальной группы в современных российских городах» утверждают, что радикальное изменение структуры (снижение доли потребителей водки, рост потребителей пива и отчасти вина) закончилось и в последнее десятилетие доли потребителей разных алкогольных напитков остаются относительно стабильными.
Исследователи ВШЭ приводят любопытные данные Российского индекса целевых групп (РИЦГ), полученные компанией Synovate Comcon на основе масштабного анкетного опроса жителей городов России (выборка – 29 тысяч человек) о потреблении товаров и услуг и т.д. Динамика первого десятилетия века: доля потребителей каких-либо алкогольных напитков (за последние три месяца) среди городского населения старше 16 лет упала с 78 до 70,5%. При этом трезвенников среди мужчин стало больше на 11 процентов, среди женщин – на 5 (минимум трезвенников зарегистрирован почему-то в Санкт-Петербурге – 22 процента). И любопытные перемены структуры потребления и по возрастам. Среди интересующей нас молодежи, в возрастной группе 20-35 лет, наиболее сильно упала доля пивших водку (с 66 до 34%, то есть почти вдвое) и несколько сократилась доля пивших вино (с 46 до 36%) и пиво (с 83 до 76%), уровень потребления остальных напитков изменился мало.
Как мы видим, стартовые позиции для массового перевода потребителей на вино вполне благоприятны и связаны прежде всего с новыми поколениями. Также виноделие является перспективным и в социально-экономическом плане, ведь три гектара виноградников обеспечивают одно постоянное рабочее место с приличной зарплатой, а переработка натурального сырья создает результативную промышленную цепочку, включая ритейл. Все возможности для создания сильной винодельческой державы в России есть, разработана стратегия, выделяется финансирование на создание новых виноградников.
К сожалению, запрет на рекламу вина снижает эффективность продвижения современной культуры потребления. Тем более ценны такие масштабные мероприятия, как международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства Продэкспо-2017, в рамках которой 6-10 февраля будет широко представлена винная экспозиция.
Крупнейшая продовольственная выставка Европы пройдет уже в 24-й раз, в ее рамках реализуется патриотический, способствующий импортозамещению проект «Вино из России», а также состоится традиционный Алкоконгресс, где представители власти и бизнеса ежегодно обсуждают вызовы времени и формулируют возможные ответы.
Таким образом социологи нам подсказывают, как изменяется спрос, а на Продэкспо мы видим, как изменяется предложение. Нахождение нового баланса структуры потребления алкоголя – не революционный прорыв, а ежедневный кропотливый труд, достойный благодарности потомков.