Эпиграфом к дискуссии на тему «Инновационная деятельность учителя» стала фраза Александра Герцена: «Новое нужно создавать в поте лица». И примерно с таким же энтузиазмом приступили к работе участники обсуждения. Как оказалось, инновационная деятельность является одной из самых животрепещущих, самых дискуссионных тем, но, по словам доцента кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ольги Даутовой, в процессе размышления над ней никто не ждет конкретного ответа.
Правда, участники дискуссии все же попытались разобраться в вопросе: что такое инновация и что ее отличает от модернизации? К примеру, Владимир Антокольский, начальник управления государственной политики и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа, дал такое объяснение современному образовательному процессу:
- То, что происходит сегодня, нельзя назвать инновацией. Это – модернизация. Поскольку никто никакого прорыва, а инновация – это безусловный прорыв вперед, не совершает. Инновацией был полет человека в космос, поскольку это стало абсолютно новым явлением в нашей жизни. В системе образования на данном этапе мы лишь модернизируем и пытаемся применить на своей почве уже существующее. На 60 тысяч российских школ приходится максимум тысяча инновационных. Среди полутора миллионов учителей лишь единицы могут быть инноваторами, то есть учителями с «божьим даром». Инновация – это штучный товар. Однако, отрадно, что государство сформулировало заказ на изменение школы, потому что школе необходимо меняться каждые 20-30 лет.
Инновация, по мнению участников дискуссии, должна поддерживаться школьным педагогическим сообществом, органами управления образования. Если этого не происходит, новаторство гибнет. Кроме того, когда речь идет об инновационной деятельности учителя, очень важен обмен информацией. Как заметила учитель из йошкар-олинской школы Галина Персиянцева, чтобы вновь не изобретать велосипед, необходимо создавать единое информационное образовательное пространство. Успешные примеры подобных проектов есть в Петербурге, Москве, Елабуге.
Стремление к инновационной деятельности может развиваться и у учителя, и у школы, если для этого созданы условия успеха. В большинстве своем, учителя – люди творческие, уверена вошедшая в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009» Светлана Прокофьева, учитель немецкого языка из Пскова. Любая интересная, яркая идея способна заразить весь коллектив и заставить его работать в ином, инновационном режиме. Серьезный эффект от инновационной деятельности может произойти в том случае, когда администрация школы поддерживает новаторские начинания учителя и коллектива в целом. Однако следует помнить, что инновационная деятельность как формальность не имеет смысла. Не каждая школа может быть включена в нее. Целесообразнее создание экспериментальных площадок, где будет проходить обкатка той или иной идеи.
Целью инновационной деятельности участники дискуссии назвали радость обучения. Инновация, по их мнению, нужна для того, чтобы дети могли активно включаться в пространство общения, чтобы им было легко и интересно учиться. Правда, следует учитывать, что ни одна инновация не обходится без состояния напряженности и неопределенности для ее автора. Впрочем, это состояние естественное и непродолжительное.