С 1 января 2017 года госзаказчики должны будут указывать в извещении наименование предмета закупки в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг (ТРУ). Однако в конце ноября месяца ситуация с каталогом остается туманной: эксперты сомневаются, что с января он увидит свет и начнет работать даже в ограниченном режиме.
Формирование и ведение единого каталога товаров, работ и услуг предусмотрено 44-ФЗ. Предполагается, что функционировать он будет на базе единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. Так как ЕИС находится в ведомстве Министерства экономического развития РФ, то и все работы по созданию каталога ведет пока данный профильный ФОИВ.
Стандартный подход
«Стандартизация нужна всегда и везде, где работает государство, так как она лишает возможности конкретных должностных лиц применять собственный подход при принятии решений, – объяснял необходимость создания каталога директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. – Единые правила и стандарты, которые распространяются на неограниченный круг лиц, – это основная преграда для любых коррупционных проявлений и излишнего творчества. Так, существовала проблема закупки одного и того же товара по абсолютно разным ценам в различных субъектах РФ. Именно для того чтобы не допустить такого разброса и дальше, был создан каталог по стандартизации закупок, который уже готов в качестве прототипа и в настоящее время дорабатывается».
По задумке правительства, каталог будет представлять собой набор шаблонов описания товаров, работ и услуг, систематизированный по кодам, которые формируются на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
По мнению чиновников МЭР, ведение и использование каталога повысит прозрачность тендеров, снизит издержки заказчиков за счет стандартного подхода к описанию закупок, повысит эффективность контроля, в том числе общественного, за счет расширения возможностей по поиску и анализу информации.
С заказчиками всё понятно: чиновники хотят максимально стандартизировать закупки и исключить тем самым излишние требования к приобретаемым товарам и услугам, свести на нет коррупционную составляющую. «А вот для поставщиков создание каталога имеет две стороны, – поясняет руководитель тендерного отдела ГК BiCo Екатерина Дементьева. – Во-первых, вся информация будет унифицирована, участник закупки сможет легко находить тендер в поиске, не будет в наименовании документации так любимых заказчиками латинских букв и синонимичных названий, не позволяющих определить соответствие объекта закупки сфере деятельности участника. Скорее всего, значительно снизится процент отклонений. А с другой стороны, при поиске закупок в выборку может попадать много «мусора»: товары, работы, услуги как напрямую, так и косвенно касающиеся сферы деятельности поставщика. Данный факт увеличит время подбора тендеров для участия. Кроме того, пока непонятно, как поставщик будет подавать заявку: пока предполагается только его согласие на участие в закупке. В случае подачи согласия участник не обязан указывать конкретные показатели товара, что повлечет за собой вопросы при заключении контракта в части составления спецификации и при приемке товара».
Как поясняют в Министерстве экономического развития, в каталог будут включены лишь те товары, работы и услуги, которые можно четко описать. Соответственно, в нем нельзя найти высокотехнологичную и инновационную продукцию: ее закупка будет, скорее всего, регулироваться специальным постановлением правительства РФ.
Кто в ответе?
«Сейчас сосредоточены усилия на подготовке постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок и правила ведения этого каталога, – комментировал весной этого года Чемерисов. – После этого каталог будет еще раз доработан и выпущен в открытый доступ, чтобы с ним могли ознакомиться будущие правоприменители».
Обещанное чиновником постановление, регламентирующее порядок ведения каталога, Минэкономразвития представило в августе. В середине ноября оно было доработано и опубликовано вновь. Проект документа утверждает временные правила формирования и ведения каталога ТРУ в ЕИС. Постановление до сих пор не подписано Белым домом.
В том, что процесс разработки каталога существенно затянулся, не сомневается уже никто из участников тендерного рынка. Так, эксперты в один голос твердят: как такового перечня пока в помине нет – есть лишь программная оболочка. А для того чтобы наполнить каталог информацией, понадобится не год, не два, а, в лучшем случае, лет пять.
В скорейшем внедрении каталога ТРУ заинтересованы и высшие эшелоны власти: на недавних совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова его создание стало одной из ключевых тем для обсуждения. Кстати, само МЭР в затянувшемся процессе разработки и формирования перечня товаров, работ и услуг винит другие ведомства и министерства – в частности, ФАС и Минфин. Так, антимонопольщики предлагали исключить из разработки каталога Минэкономики и передать эти полномочия «Ростеху». А министр Открытого правительства Михаил Абызов предложил вообще забрать контроль над контрактной системой у Минэкономразвития и отдать его Минфину: по мнению министра, это позволит быстрее завершить работу по формированию каталога. Чиновники от экономики, естественно, свои полномочия добровольно отдавать не желают.
Источник в МЭР подтвердил, что в вопросе создания и ведения каталога у ведомства существует некая конфронтация с тем же Минфином: экономический ФОИВ жалуется на палки в колеса и строчит по этому поводу всевозможные письма, в том числе, президенту.
По столичному образцу
Пока министерства выясняют отношения, участники рынка закупок находятся в неведении относительно не только запуска каталога, но и его начинки. Например, многим непонятен один существенный момент: как именно будет актуализироваться информация о товарах, работах и услугах в каталоге. «Реалии российской экономики таковы, что стремительно меняется курс валюты, высока инфляция, – комментирует тендерный специалист ГК BiCo Надежда Александрова. – Кроме того, к моменту окончательного заполнения каталога многие прописанные в нем товары могут устареть. У нас в практике не единичны случаи, когда уже в процессе проведения закупки (от этапа планирования до момента заключения контракта) её объект (например, видеокамеры или картриджи определенной модели) становился неактуальным в связи с производством усовершенствованного товара. Победителю тендера приходится в срочном порядке согласовывать с заказчиком эквиваленты».
Екатерина Дементьева, в свою очередь, уверена: с 1 января следующего года (то есть фактически через месяц) каталог так и не будет запущен. На данный момент он не функционирует даже в тестовом режиме. Минэкономразвития, как вариант, предлагает поэтапный запуск: взять за основу каталог, по которому на Портале поставщиков приобретают товары, работы и услуги в рамках малых закупок столичные заказчики, и в 2017 году протестировать его на ограниченном количестве федеральных закупок, а в 2018-м распространить действие каталога на всех госзаказчиков.