Осенью и зимой прошедшего года в целом ряде регионов России прошли съезды, форумы и конференции предпринимателей, организованные Международным центром конференций «Onconference», Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), администрациями регионов, муниципальных образований и рядом крупных банков. Ростов-на-Дону, Чебоксары, Липецк, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Тула, Тверь, Пермь – вот далеко не полный перечень городов, где предпринимательские форумы уже состоялись. По словам Управляющего партнера МЦК «Onconference» Максима Громова, сейчас Центр и его партнеры занимаются подготовительной работой к проведению дальнейших конференций.
Цель предпринимательских форумов, по его словам, – информирование малого бизнеса о тех мерах и программах государственной поддержки, которые существуют в настоящий момент на федеральном и региональном уровнях. «Мы также доносим до предпринимательского сообщества разных регионов, - продолжает Громов, - информацию о различных видах кредитования малого бизнеса. И, наконец, последними нашими информационными темами являются управленческие вопросы: маркетинг, управление персоналом, а также налогообложение малого бизнеса».
«В 2009-м году к нам обратился Максим Громов, управляющий партнер Центра конференций, - рассказывает вице-президент НИСИПП Владимир Буев. - Они занимаются организацией региональных бизнес-форумов для самих предпринимателей. И основная их идея – рассказать бизнесу, как решать те или иные проблемы, если что-то происходит не так.
В какой-то момент организаторы таких форумы, поняли, что им нужен еще один – аналитический – аспект рассмотрения проблем, который интересен и бизнесу, и представителям региональных администраций. Возникла необходимость разъяснения таких вопросов, как соотношение развития предпринимательства в разных регионах. Как, если рассматривать результаты специальных исследований, происходит в различных регионах взаимодействие бизнеса и власти. Каковы причины лучшего или худшего развития бизнеса в регионах. Вот этот аспект и представляет на конференциях НИСИПП».
При этом большой интерес к проведению таких форумов проявляют банки, занимающиеся предоставлением кредитов малому и среднему бизнесу.
С одной стороны, сотрудники банков получают возможность рассказать о своих продуктах для малого бизнеса, о правилах игры. Ведь не секрет, что в отношениях банков и предпринимателей всегда существовало непонимание. Увы, но малый бизнес далеко не всегда понимает, что банковское дело – это тоже бизнес, и никто кредиты в убыток себе давать никому не будет. Все ранее выданные кредиты, которые не возвращены – это риски, которые включаются банком в процентную ставку тем, кто берет кредит в будущем.
Банки же, в свою очередь, не очень понимают, как работать с малым бизнесом, поскольку он требует несколько иного отношения, чем привычные корпоративные клиенты. Здесь нет долгой процедуры внутрикорпоративного согласования – решения, как правило, принимает один человек. Здесь нет ликвидных залогов и так далее. В итоге получается: банки, объявляющие о том, что работают с малым бизнесом, недостаточно хорошо представляют себе, с кем они работают.
И вот на таких бизнес-форумах представители банков и малого бизнеса могут объясниться друг с другом. При этом предприниматели имеют возможность договориться о кредитах, а банки – получить новых клиентов.
«Основная цель форумов - информационно-просветительская, - считает Максим Громов. - Малый бизнес развивается вместе со страной, приобретает опыт, закаляется. И становится более цивилизованным. Однако у части предпринимателей в регионах есть свои ожидания, связанные с государственной поддержкой бизнеса, порою объективные, порою несколько завышенные. Объективные касаются интереса каждого предпринимателя к той деловой среде, в которой он находится, тех изменений, которые в ней происходят. Завышенные ожидания состоят в том, что некоторые предприниматели надеются, что государство за них все решит. А это не так. Поэтому людей постигает разочарование. Но государство все не решит, оно всего лишь создает инфраструктуру и возможности для решения проблем предпринимателей. И мы должны донести до участников наших форумов как можно больше необходимой им объективной информации».
«Предприниматели, конечно, довольно много знают о своем деле и своих проблемах, но есть и вопросы, на которые им хотелось бы получить ответы, - говорит Александр Шамрай, старший эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства, выступавший с докладом на конференции в Ростове-на-Дону: - В этом отношении подобные бизнес-форумы – это эффективный ликбез, где все участники могли получить достаточно четкую обобщенную информацию».
О необходимости такой информации в один голос говорят все причастные к конференциям люди. Так, организаторы отмечают, что особым вниманием пользовались доклады работников региональных прокуратур, приводивших статистику по интересующим предпринимателей контрольным мероприятиям и судебным делам. Но, вообще-то, предприниматели задавали много конкретных вопросов всем без исключения докладчикам.
«Очень активны были предприниматели в Екатеринбурге, - вспоминает Владимир Буев. - Там больше всего было задано вопросов, касающихся саморегулируемых организаций. Это было связано с тем, что на конференции собралось много представителей строительного бизнеса, а здесь с 1 января саморегулирование стало важнейшим фактором работы, существования на рынке».
О том, кто собирался на конференциях, следует сказать особо. Как говорит Максим Громов, обычно на них бывает около трехсот представителей регионального бизнес-сообщества. Более трех форумов в год в одном регионе не проводится. То есть речь идет о 900 – 1000 предпринимателях. По словам Громова, в среднестатистическом российском регионе работает 10 000 малых и средних предприятий. То есть донести информацию удается в лучшем случае до представителя только каждой десятой фирмы. Организаторы бизнес-форумов уверены, что это соотношение необходимо увеличить. Хотя бы каждый третий предприниматель должен иметь возможность посетить такую конференцию, послушать сообщения на актуальные для него темы, задать интересующие его вопросы, получить необходимую информацию.
Вообще, уверен Громов, в регионах нужны информационные центры для бизнеса, которые уже существуют, например, в Москве.
Пока же более всего выигрывают от посещения региональных бизнес-форумов те предприниматели, которые готовы обратиться за кредитом в банк: как уверяют принимающие в них участие банкиры, динамика обращений за кредитными заявками имеет явно положительную тенденцию. Но ведь окончание прошлого года и начало этого – всего лишь этап в работе, продолжение, безусловно, последует.