В Ярославской таможне проведено социально-психологическое исследование по изучению степени лояльности должностных лиц таможни к своей работе.
Лояльность – это поведение определенного типа, базирующееся на желании и готовности сотрудника соблюдать установленные правила в организации и нормы поведения, принимать и разделять ценности организации. Иными словами, лояльность – это приверженность, преданность, как непосредственному руководителю, так и всей организации в целом.
Основными задачами исследования являлись: изучение удовлетворенности должностных лиц Ярославской таможни определенными аспектами профессиональной деятельности, определение негативных факторов, влияющих на качество работы и факторов, стимулирующих к эффективному труду.
При обработке результатов было проанализировано распределение таких видов лояльности, как эмоциональная, нормативная и вынужденная в сравнении с аналогичными результатами 2014 года.
Следует отметить наличие положительной тенденции к увеличению в Ярославской таможне количества должностных лиц с эмоциональной лояльностью к организации с 72% в 2014 году до 75% в 2016 году. Эмоциональная лояльность обеспечивает позитивную оценку организации, привязанность к своей работе, коллективу. Эмоционально лояльные должностные лица способны быстрее адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, они заинтересованы в обучении и получении новых знаний, хотят оставаться полезными в течение длительного времени, наиболее дисциплинированы и ответственны.
При этом вынужденная лояльность снизилась с 11% до 9%, что в свою очередь тоже оказывает благоприятное воздействие на результативность и увеличение эффективности труда. 16% из числа опрошенных таможенников относятся к нормативному типу лояльности. Два года назад этот показатель был равен 12%. Нормативная лояльность – следствие внутренней установки человека, воспринимающего свою работу как потребность, как долг, который необходимо выполнить.
В качестве наиболее значимых аспектов, оказывающих положительное влияние на трудовую деятельность, подавляющее большинство опрошенных отметили уровень заработной платы (78%) и психологический климат в коллективах (60%).
Вместе с тем, 72% опрошенных не удовлетворены размером заработной платы - данный фактор отнесён респондентами к негативным моментам профессиональной деятельности.
Иная ситуация с удовлетворенностью психологическим климатом: 87% опрошенных таможенников в основном удовлетворены психологической атмосферой в трудовом коллективе, 44% опрошенных отмечают наличие положительных изменений климата за последний год, что по их мнению способно стимулировать к эффективному труду.
Обработка всех результатов исследования позволила сделать вывод, что большинство должностных лиц Ярославской таможни в целом удовлетворены условиями труда и психологическим климатом в организации.
Проведение мониторинга рабочей среды на постоянной основе позволяет выяснить, чем живет коллектив, выявить самые разнообразные возникающие проблемы и превентивно на них отреагировать. Другими словами, изучение результатов анкетирования позволяет сформировать максимально полное представление о профессионально-психологических характеристиках личного состава, выработать индивидуальный подход к каждому, что даст возможность предупредить негативные явления и происшествия в работе таможни, позволит принимать грамотные управленческие и кадровые решения, увеличить производительность труда и снизить текучесть кадров.