Иностранный капитал начал стекаться в Россию в середине XIX века. Бельгийские инвесторы были заинтересованы в горнометаллургической промышленности, машиностроении, металлообработке и городском транспорте. Английские капиталисты предпочитали добывающие отрасли – особенно нефтяные и золотоносные месторождения. Франция вкладывала средства в производство цемента, добычу и выплавку меди, в предприятия водоснабжения. Интерес иностранного капитала к российскому банковскому делу появился существенно позднее – примерно через полвека. Доля иностранного капитала в 1914 г. составила 42,6 % совокупного основного капитала 18 главных акционерных банков России. Особенностью инвестирования в то время было то, что деньги вкладывались в развитие производства передового европейского уровня, что повышало технологический потенциал нашей промышленности в целом.
Во время Первой мировой войны деятельность немецких, австрийских, венгерских и турецких предприятий на территории России была ограничена. Несмотря на это, из 611 акционерных обществ, где имелся иностранный капитал, решение о ликвидации было принято только в отношении 96, а фактически закрылось не более 30. Вне зависимости от политической ситуации, полностью отказываться от иностранных инвестиций нельзя ни одной стране, ведь их наличие помогает интеграции в мировую экономическую систему и приносит деньги и технологии, которые иначе в страну не попадут.
И по плану В.И. Ленина одним из двигателей новой, уже советской промышленности должны были стать зарубежные инвестиции. Однако, если царское правительство создавало ряд стимулов для инвестирования в российскую экономику, то советское этим не занималось вплоть до распада СССР. Ситуация начала нормализовываться только в эпоху перестройки, и сейчас почти невозможно себе представить, что еще в 1928 г. компании Ford и General Motors предлагали выпускать в Советском Союзе ежегодно до 150000 грузовых автомобилей. Им было отказано под предлогом отсутствия сбыта продукции. В настоящее время производства компании Ford размещены и успешно работают во Всеволожске, Елабуге и Набережных Челнах, как и заводы многих других производителей. И это только одна небольшая история.
В 2014 г. доля иностранного капитала в традиционно интересном для иностранных инвесторов добывающем секторе российской промышленности составляла 13,07%, в обрабатывающих производствах 26,03%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 3,07%. В наиболее крупных компаниях иностранный капитал появляется после прохождения IPO на международных площадках. Конечно, мировой экономический кризис и политическая напряженность привели к тому, что сейчас наблюдается отток иностранного капитала из России. В 2016 г. мы потеряли около 75 млрд руб., которые ранее поступали от инвесторов. При том, что денег стране не хватает, это не самый позитивный факт. Однако, аналитики уверены, что отток снизится, и вот почему. В России по-прежнему есть куда инвестировать и инвесторы остаются: 20% в "Газпром нефть" принадлежит итальянской «Eni», в ОАО "Металлоинвест" - 25 % у "Usm Investments Limited", ОАО «Боксит Тимана» - ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник» "Sual Komi B.V." (Нидерланды) – 79,99%, 14,57%, "Brand Kavaliauskas Development”. Это крупнейшие и важнейшие предприятия в своих отраслях, которые невозможно было бы сделать таковыми жез иностранного участия. К нашей большой удаче, у нас по-прежнему богатейшие запасы сырья, которыми может похвастаться не каждая страна. Многие из месторождений только ждут начала разработки. Например, Нивенское калийное месторождение, к разработке которого приступит компания «Стриктум» в конце 2016 г. Это перспективный проект, имеющий свои особенности в залегании пород и их составе, требующий огромных вложений. И хорошо, что есть кому эти вложения делать: в разное время назывались самые разные иностранные инвесторы, заинтересованные в проекте – голландский Вайрекс, европейскую Lewben, а сейчас им интересуются инвестиционные фонды из Гонконга. Другое знаменитое предприятие отрасли "Уралкалий" принадлежит на 12,5% "Chengdong Investment Corporation" (Китай). Важна не сама страна, готовая вкладывать деньги в наши проекты, а тот факт, что если проект сильный, инвесторы будут за него драться, и без финансирования он не останется даже в самой нестабильной обстановке.
Для сокращения оттока иностранного капитала необходимо две вещи: создание благоприятных условий для работы инвесторов и по-настоящему сильные коммерческие проекты, способные давать впечатляющую прибыль. Тогда и только тогда Россия вновь будет прочно интегрирована в мировую экономическую систему.
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.