Правительство Московской области подготовило поправки к нормативам градостроительного проектирования, которые отменяют практику размещения квартир на первых этажах многоэтажных жилых домов, вместо них застройщиков обяжут отдавать первые этажи под объекты инфраструктуры. Специалисты Отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet проанализировали, насколько полезной будет данная инициатива и как развивается стрит-ритейл в городах МО.
Квартиры на первом этаже в жилых проектах довольно часто являются самыми неликвидными объектами в проекте, поэтому замещение их инфраструктурными объектами может повысить привлекательность комплекса за счет его более разнообразного наполнения. Однако подмосковные новостройки «грешат» также, как и столичные, слабо продуманной концепцией таких помещений: недостаточным объемом мощностей, «квартирной» планировкой, не подходящей для коммерческих предприятий, неудобными заездами для погрузки-разгрузки, удаленностью от основных пешеходных потоков, низким уровнем инсоляции и т.д. Объекты стрит-ритейла должны соответствовать классу комплекса, а также иметь правильное техническое оснащение, грамотную с точки зрения нужд будущих арендаторов планировку и расположение внутри комплекса.
Еще одна проблема, с которой столкнуться застройщики в Подмосковье, после введения обязательного размещения коммерческих объектов на первых этажах жилых комплексов – это поиск покупателей. В столице в большинстве проектов порядка 80% приобретателей таких помещений – это жильцы данного комплекса, которые таким образом сохраняют свободные денежные средства или планируют открыть свой бизнес. В Подмосковье, где преобладают проекты экономкласса, и доля ипотечных сделок доходит до 60-70% от общего объема продаж, найти покупателей коммерческих помещений среди будущих жильцов практически невозможно. А частных инвесторов, готовых вложить средства в такие объекты, и вовсе немного. Единственный выход для застройщика в таком случае (что уже практикуется многими крупными девелоперами) – это сдача в аренду нежилых помещений. Это, с одной стороны, требует дополнительных затрат для организации соответствующего подразделения и эксплуатации объектов. С другой стороны, найти арендатора для помещений стрит-ритейла в Подмосковье, гораздо легче, тем более, со временем после заполнения проекта могут найтись и покупатели, которые оценят качество и ликвидность уже работающих объектов. Как правило, в Подмосковье сразу после сдачи дома в эксплуатацию раскупается только 10% всех коммерческих помещений, остальные – сдаются в аренду застройщиком. Для подмосковных проектов актуально именно привлечение предприятий малого бизнеса и нишевых продуктов, поскольку сетевые операторы готовы пойти в подобные комплексы только при наличии открытой территории и достаточного количества жильцов.
«Объекты стрит-ритейла в новостройках в Подмосковье вызывают стабильный интерес у инвесторов. В столице более высокая плотность застройки, поэтому нередко будущих жильцов новостроек не так сильно волнует, будут ли в их доме располагаться инфраструктурные объекты, поскольку за пределами жилого комплекса функционирует уже сложившаяся развитая инфраструктура. Плюс сами предприятия внутри новостроек находятся в конкуренции с “внешними” объектами. В Московской области, напротив, идет “островная” застройка, когда жилой комплекс может оказаться на удалении от сосредоточения инфраструктурных объектов, поэтому их наличие внутри жилого комплекса становится более актуально. Однако важно учитывать, что не в любом проекте коммерческие площади, рассчитанные только на внутренний спрос жильцов, необходимы. На 1 000 жильцов дома в среднем должно приходиться 500 м коммерческих объектов, следовательно, в проекте с общей жилой площадью порядка 30-50 тыс. кв. м не должно быть больше нежилых площадей, иначе есть риск, что размещенные там предприятия останутся без клиентов», – комментирует Елена Мишина, руководитель Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet.