«Чтобы сделать российскую экономику конкурентоспособной в области современных технологий, важно создать простые способы защиты продуктов интеллектуального труда, которые будут удобны в использовании для российского бизнеса, тогда выход на международные рынки станет более открытым» - Владислав Евгеньевич Федотов, директор профессионального сообщества «Директориум».
Программное обеспечение в ч.4 ГК РФ приравнивается к литературному произведению. У разработчиков этот факт вызывает снисходительную улыбку: программный код – это совокупность инженерно-технических решений, описанная на формализованном языке программирования, который гораздо ближе к строгим математическим системам описания, чем к лингвистике. Отсюда возникает масса проблем, рассмотрим некоторые из них.
Использование стороннего кода
Современные информационные системы интегрируют десятки, а иногда и сотни сторонних библиотек – программного кода, созданного другими разработчиками в других компаниях, как российских, так и мировых. Эти библиотеки могут быть платными или бесплатными, некоторые из них можно усовершенствовать самостоятельно. Как быть с авторскими правами на «литературное произведение», если чужих строчек в нем больше, чем своих собственных?
Необходимость постоянных обновлений
При регистрации программного кода продукт считается готовым. Здесь метафора литературного произведения опять плохо вписывается. Специфика разработки программ заключается в постоянном выходе обновлений – с исправлением обнаруженных ошибок, добавлением новых удобных функций, рефакторингом кода, повышением быстродействия, применением новых популярных технологий. Если литературное произведение «высечено в граните» перед выходом книги, а новые издания, исправленные и дополненные, появляются относительно редко, то выход первой версии продукта является стартом работы над улучшением, исправлением и развитием «произведения», и обновления могут выходить раз в месяц или даже в пару недель. Патентование – длительная процедура, которая в России может занимать до 3 лет, не применима в такой ситуации.
Идея беззащитна
В отличие от США, в российском законодательстве нет защиты идей. Таким образом, можно создать уникальный алгоритм, запатентовать его, но любой, кто перепишет этот алгоритм на другом языке программирования, будет фактически обладать не меньшими правами на использование алгоритма.
Неясно, как защитить самые важные и сложные результаты интеллектуальной деятельности: архитектурные решения, собственные шаблоны проектирования, ведь они могут быть реализованы с помощью различных технологий, и даже в пределах одной технологии выглядеть по-разному. Не меньшая сложность с бизнес-идеями, которые воплощаются в мобильных приложениях и интернет-сайтах: полезный сервис, который придумывает и создает молодая команда стартаперов, может быть тут же реализован более крупной компанией, способной инвестировать в маркетинг и полностью лишить реальной прибыли настоящих авторов.
По словам Владислава Евгеньевич Федотова (НП «Директориум»), созданные в России технологии нередко оспариваются за рубежом. С другой стороны, у нас зачастую не обращают внимания на неправомерное использование чужой интеллектуальной собственности.
Дизайн-проект
Современные технологии – это в первую очередь интернет и мобильные. В этой сфере важнейшую роль играет дизайн, внешний вид, изображения. При этом труд фотографа до сих пор считается «техническим» результатом, который не приводит к возникновению авторских прав. Как быть с профессиональной и художественной обработкой фотографий в разрезе защиты авторского права – не ясно.
Дизайн-проекты для сайтов и пользовательских интерфейсов являются виртуальными объектами, поэтому их приравнивание к «промышленным образцам» сомнительно. К тому же регистрация промышленного образца требует больше времени и денег, чем само создание дизайн-проекта. Соответственно, компаниям выгоднее заниматься разработкой большего количества дизайн проектов, чем за это время получить патент на один проект. К тому же нельзя зарегистрировать дизайн в качестве промышленного образца в том случае, когда он обусловлен технической функциональностью изделия. Таким образом, лаконичный дизайн мобильных приложений, в проработку которого вкладываются творческие усилия UI и UX специалистов, как раз, чтобы упростить, а не усложнить его, может вызвать сложности с патентованием.
Что работает?
Большое количество программистов работают по трудовому договору, таким образом, создаваемые ими программы являются «служебными произведениями». Помимо этого подписание документа о неразглашении коммерческой тайны при трудоустройстве уже не выглядит новшеством. Компании стараются доступным способом защитить свои программные продукты, но в данном случае только от своих сотрудников, которые и сами в большинстве случаев заинтересованы в этом.
Тем не менее, даже безнаказанное разглашение коммерческой тайны встречается повсеместно. Во-первых, многочисленные ИТ-конференции, где спикерами являются сотрудники компаний, которые поясняют изложенный материал примерами своего кода, созданного на рабочем месте. Конечно, объем таких примеров чаще всего не позволяет использовать его в каких-либо целях помимо образования и профессиональных дискуссий. Поэтому большинство компаний смотрят на данное явление сквозь пальцы: гораздо целесообразнее, чтобы сотрудники развивались благодаря конференциям, и писали в будущем все более качественно, чем строго соблюдали формальное требование о неразглашении.
Всем известный пример проекта ВКонтакте, когда его создатель «позаимствовал» программный код Facebook (Запрещенная в РФ организация) для создания успешного российского аналога, полностью раскрывает наш менталитет в области защиты интеллектуальной собственности, создавая показательный прецедент. Если крупнейшие российские проекты могут быть создаваться таким образом, то что говорить о региональных компаниях и небольших проектах. Законодательство и практика существуют в параллельных мирах.
Защищать права не выгодно
Здесь приведены далеко не все вопросы, возникающие у ИТ-бизнесменов и разработчиков по поводу защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Нормативно-правовая база изначально создавалась не в режиме изучения реально существующей и развивающейся отрасли, чтобы создать для нее необходимые условия правового регулирования, а в попытках адаптировать уже существующие наработки прошлого столетия к вновь возникающим видам продуктов творческого труда. Поэтому нестыковки и искусственные сложности, возникающие при попытках использовать права на защиту авторства в ИТ-индустрии закономерны. А оплата профессионального юридического сопровождения зачастую является экономически неоправданной, особенно для небольших команд, которым приходится мириться с потенциальными угрозами и отсутствием доказательств авторства на результаты своей интеллектуальной творческой деятельности.
По словам Игоря Шувалова, первого вице-премьера, с 2015 года ведется обсуждение создания глобального российского регулятора в области охраны интеллектуальной собственности, данная служба будет создана на основе Роспатента, для этого потребуется выделение дополнительных функций.