Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – проанализировали сделки с начала 2016 года в проектах бизнес-класса на первичном рынке в «старых» границах Москвы и сравнили показатели с аналогичными периодами 2015 и 2014 года. Использовались следующие параметры: бюджет покупки, площадь и количество комнат в приобретаемых лотах, форма оплаты. С 2014 года средний бюджет покупки в сегменте сократился на 17,4%, а средняя площадь приобретаемого лота – на 20,7%. В 2016 году каждый третий покупатель недвижимости бизнес-класса использует ипотечный кредита, а доля «однушек» достигла почти 20% от общего числа сделок.
Средний бюджет покупки в бизнес-классе за первые 5 месяцев 2016 года составил 15,8 млн рублей. По сравнению с 2015 годом он снизился на 0,5% с 15,9 млн рублей. В двухгодичной динамике средний бюджет покупки в бизнес-классе снизился на 17,4% с 19,1 млн рублей.
Средняя площадь реализованного лота в бизнес-классе за первые 5 месяцев 2016 года составила 80,63 кв. м. За год данный показатель незначительно вырос с 80,5 кв. м. По отношению к 2014 году снижение средней площади лота достигло 20,7% (со 101,65 кв. м).
По сравнению с 2014 годом в 2016 году в бизнес-классе выросла доля ипотечных сделок – с 25% до 38% от общего числа сделок в сегменте. Снижение доли ипотеки в 2015 году было обусловлено высокой стоимостью кредитов, а ее рост в двухгодичной динамике – «дефицитом наличности» среди покупателей и повышением популярности данного финансового инструмента.
За два года в бизнес-классе выросла доля приобретаемых однокомнатных квартир – с 9% до 19% от общего числа сделок в сегменте. Связано такое изменение в структуре спроса с желанием ряда покупателей сохранить свои накопления путем инвестирования. Как правило, с такой целью выбираются наиболее ликвидные и менее дорогостоящие объекты, чаще всего однокомнатные квартиры. При этом большинство таких покупок совершалось непрофессиональными инвесторами, которые под влиянием изменения экономической ситуации перевели свои активы в недвижимость.
«За два года в бизнес-классе произошли ряд изменений, обусловленных ухудшением экономической ситуации в стране: сокращение бюджета покупки, а также площади и комнатности приобретаемых лотов, рост доли ипотечных сделок и однокомнатных квартир в структуре сделок (хотя традиционно в бизнес-классе подавляющее большинство покупок приходилось на двух- и трехкомнатные квартиры). Те покупатели, которые еще не “перешли” в комфорт-класс, располагают более “скромными” бюджетами, с чем и связано изменение параметров сделок в сегменте», – Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.