Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), выпустила первую программу «Цивилизованный лоббизм на рынке жилищно-коммунального обслуживания» в рамках проекта «Рынок обслуживания недвижимости» на радио Медиаметрикс. Ведущий – президент АКОН Сергей Креков и гость студии – председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков обсудили проблемы защиты интересов бизнеса на рынке жилищно-коммунального обслуживания (ЖКО) и ответили на главный вопрос темы – «почему в сфере ЖКО отсутствует системное лоббирование?». За первые сутки программу в общей сложности посмотрело более 55 000 человек.
Лоббирование интересов на рынке жилищно-коммунального обслуживания обладает значительной разницей между коммунальным и жилищным сегментом, считает председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков.
«В жилищной сфере лоббизм очень слабый, его практически нет. В то же время, в коммунальной сфере он мощный. Многие интересы довольно здорово лоббируются и закрепляются в нормативной практике. Коммунальная сфера, в отличие от жилой, обладает системным лобби», - рассказал Широков.
Главной проблемой системного лоббирования на рынке обслуживания жилой недвижимости глава профильного комитета ТПП РФ назвал отсутствие средств, направляемых на эти цели. По его словам, в жилищной сфере нет денег на лоббирование интересов компаний, средства не аккумулируются в лоббистских структурах – профильных ассоциациях (к примеру - АКОН) или же бизнес-объединениях федерального уровня (к примеру – ТПП РФ, РСПП РФ, Деловая Россия, Опора России).
«Управляющие компании работают на нулевой норме прибыли и не обладают возможностью поддерживать работу профильных ассоциаций для защиты и продвижения собственных интересов», - сообщил Андрей Широков.
В свою очередь, президент Ассоциации АКОН Сергей Креков добавил, что прибыль управляющих компаний (УК) «заморожена» в долгах жителей многоквартирных домов (МКД), в связи с чем УК не удается собрать деньги, в том числе, на защиту собственных интересов.
Второй проблемой лоббирования на рынке обслуживания жилой недвижимости, по мнению главы АКОН, является активное участие государства на рынке. Помимо присутствия в качестве законодательной власти и контролирующих структур, государство занимает большую долю самого рынка: в Москве более 70% управляющих компаний – это государственные предприятия.
«Управление многоквартирным домом – это не дело государства. Государство должно вырабатывать понятные для компаний правила игры. На рынке есть только два игрока –собственник и управляющая компания, и государство, как административная система, должно здесь отсутствовать. Тем не менее оно продолжает активно вмешиваться в этот процесс», - отметил Сергей Креков.
В настоящее время Торгово-промышленная палата выступает против расширения полномочий государственных органов в сфере лицензирования деятельности УК, в том числе, против инициативы Минстроя по отзыву лицензий во внесудебном порядке, заметил гость студи.
«Количество жалоб на управляющие компании после введения лицензирования не снижается. Полуаварийные дома и вовсе остались без управления», - приводит ряд последствий Андрей Широков.
Глава профильного комитета ТПП также сообщил, что первостепенной задачей для лоббистских структур на рынке ЖКО должно стать продвижение концепций «экономики дома» и «экономики управляющих организаций».
Андрей Широков призвал профессиональных участников рынка обслуживания жилой недвижимости объединятся в Ассоциацию для выработки предложений по защите собственных интересов, а для проведения эффективного лобби начать совместно аккумулировать средства.
Ассоциация АКОН - объединение профессиональных участников рынка обслуживания недвижимости (РОН). Наша цель - усовершенствовать нормативно-правовую базу, регламентировать развитие различных сегментов рынка обслуживания недвижимости, снять административные барьеры, наладить эффективное взаимодействие между обслуживающими компаниями и собственниками недвижимости, разработать и ввести единые стандарты обслуживания недвижимости и профессионального образования.