У России есть такая национальная особенность – подражать прогрессивному западу. Не брать пример, не перенимать лучшее, а именно поверхностно подражать.
Стоит только вспомнить нашу эстраду, телевизионные передачи, социальные сети, моду на фастфуд и многие другие вещи. Что-то же действительно стоящее, полезное и эффективное мы обычно внедряем тяжело, со скрипом, а то и вовсе обходим стороной. Вот, например, аутсорсинг. Согласитесь, довольно непривычное для русского уха слово. Между тем явление, которое оно обозначает, в России уже больше десяти лет.
Даже те, кто слышал это слово, не всегда понимают, что оно обозначает. Введем дефиницию. Согласно Словарю экономических терминов, «аутсорсинг – передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям: аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы». Первым коммерсантом, оценившим преимущества такой кооперации, стал Генри Форд. Еще в конце XIX века он понял, что вести все направления деятельности компании одному слишком накладно, и обратился за помощью к специалистам. Сегодня концерн самостоятельно выпускает менее трети всех комплектующих. Предельно эффективно использует аутсорсинг «Икеа». Компания сосредоточила основную свою деятельность на розничных продажах, поручив производство мебели более 2 500 сторонним организациям. Согласитесь, что если такие гиганты предпочитают аутсорсинг консервативным формам ведения бизнеса, значит, овчинка стоит выделки. Они могли бы уже давно стать полновластными господами на всех фронтах своего бизнеса, бюджеты этих компаний, сопоставимые с бюджетами некоторых государств, им это позволяют. Но они этого не делают. Кажется, что теперь и в России потихоньку начинают понимать почему.
Волгоградская область. Больницы одна за другой переходят на аутсорсинг в сфере питания: Областная клиническая, потом – Киржачская и Александровская, после 1 апреля – стационары Коврова. Причина парадоксально проста: рост качества питания при сокращении финансовых затрат. Если раньше постоянно возникала дилемма, на что важнее потратить деньги: на новое оборудование или питание, то с внедрением аутсорсинга проблема не стоит так остро. Больницы просто перестали сами готовить пищу, они поручили это опытной компании с хорошей репутацией, которая только и занимается тем, что организует питание и еще помимо этого платит за аренду помещения и оборудования. Такая форма сотрудничества определенно пришлась по душе управляющим.
«Мы смогли сократить 21 штатную единицу немедицинского персонала и в среднем снизить расходы на организацию питания. Освободившиеся средства направим на стимулирующие выплаты медработникам, закупку лекарств, оборудования. Например, после ремонта в хирургическом корпусе будет полностью обновлен оперблок. Важно, что в контракте, заключенном на два года, указаны фиксированные цены и это обезопасит нас от инфляционных процессов», – говорит главный врач Александровской районной больницы.
Волгоградская область не единственный регион, где успели оценить преимущества аутсорсинга в сфере питания. В Московской области и в самой Москве многие медицинские учреждения не занимаются приготовлением пищи для пациентов: организация питания отдана на аутсорсинг крупным компаниям с хорошей репутацией, а сами медучреждения сконцентрировали все свое внимание лишь на выполнении профильных функций.
Аутсорсинг социального питания используют во Владимире и Кирове, а кировские больницы передали частным компаниям право оказывать лабораторные услуги.
Конечно, в какой-то степени аутсорсинг – это кот в мешке. Руководители не могут знать наверняка, с добросовестными компаниями они заключают контракт или нет. Но важно понимать и другое: аутсорсеры в первую очередь продают свою репутацию, поэтому каждый клиент для них на вес золота, особенно если речь идет о такой деликатной сфере, как больничное питание.