Что такое «аутсорсинг»? Почти дословно – это использование чужих ресурсов. Или привлечение сторонних организаций для выполнения некоторых второстепенных функций, например, таких, как уборка территории, обеспечение питания и даже бухгалтерский учет.
И действительно: в больнице должны лечить, в школе – учить, на заводе – делать машины, а для обслуживания всех этих процессов можно нанять профессионалов в своем деле. Россия, к сожалению, отстает от западных стран по уровню развития аутсорсинга, но постепенно он проникает в различные сферы экономики, даже в такую «консервативную» область, как образование.
Распространение аутсорсинга обусловлено его несомненными преимуществами. Прежде всего, он позволяет экономить за счет масштабов производства у компании-аутсорсера. Во-вторых, он дает возможность получить услугу выше качеством – если компания специализируется, например, на выпекании булочек, у нее они будут самые лучшие, да и уровень подготовки персонала в этом случае будет значительно выше. Надо помнить, что никогда специалист автопрома не сравнится с профессиональным пекарем в этом мастерстве. Так зачем компании выполнять функции, далекие от ее специализации? Аутсорсинг позволяет компании-заказчику высвобождает значительные административные ресурсы на свою основную деятельность, ведь второстепенные задачи переданы в руки профессионалов.
К сожалению, развитие аутсорсинга в России встречается с немалыми трудностями, главная из которых психологический фактор. Фирмы не готовы делиться информацией с партнерами, несмотря на все соглашения о конфиденциальности. Конечные потребители тоже не сразу начинают доверять услугам аутсорсеров. Так, например, происходит с организацией питания в образовательных учреждениях, где родители привыкли, что «на своей кухне вкуснее», хотя операторы питания могут предоставить ребятам более разнообразное меню и сэкономить руководству немало времени и денег. Положительным российским примером могут служить школы Москвы, где приготовлением завтраков и обедов уже давно занимается группа поставщиков, которые не только сумели разнообразить скудное меню, но и сделали ремонт в школьных столовых, преобразив их в кафе и рестораны. Теперь учащихся не нужно убеждать в пользе школьных завтраков и обедов – они охотно посещают школьные столовые.
За границей аутсорсинг распространен очень широко, и российские компании начинают перенимать этот опыт. Так, в США от четверти до двух третей муниципальных служб сотрудничают с частным бизнесом: аутсорсеры обслуживают парковки, вывозят мусор, делают ремонт. И в России для таких компаний задачи всегда найдутся.