Специалисты инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – проанализировали портрет покупателя в высоких ценовых сегментах (элит- и премиум-класс) с 2014 года по следующим параметрам: половозрастной состав, место прописки, семейное положение и наличие несовершеннолетних детей, форма оплаты, комнатность и средняя площадь приобретаемого объекта, бюджет покупки. По сравнению с 2014 годом бюджет покупки в дорогих сегментах сократился на 10%, как и площадь приобретаемого лота – на 19%, хотя доля покупаемых однокомнатных лотов значительно сократилась в сторону двух- и трёхкомнатных объектов. Также выросла доля региональных покупателей и ипотечных сделок.
Основная часть покупателей в 2015/2016 гг. в высоких ценовых сегментах – это мужчины в возрасте от 36 до 45 лет, проживающие в Москве, имеющие детей и состоящие в браке. В 2014 году портрет покупателя выглядел следующим образом: мужчины в возрасте от 31 до 40 лет, проживающие в Москве, имеющие детей и состоящие в браке. При этом за 2 года на рынке увеличилась доля покупателей высокобюджетного жилья из регионов – с 7% до 12%.
Средний бюджет покупки в высоком ценовом сегменте в 2015/2016 гг. составил 24,9 млн рублей. По сравнению с 2014 годом он снизился на 10% с 27,6 млн рублей. При этом стоит отметить, что относительно 2014 года выросла доля сделок в проектах премиального сегмента, в основном это двухкомнатные квартиры и апартаменты.
Средняя площадь реализованного лота в элитном и премиальном классе также сократилась с 81,8 кв. м в 2014 году до 66,2 кв. м в 2015/2016 гг. Это опять-таки связано со смещением спроса в премиум-классе. При этом в элитном сегменте предложение у нижней границы площадей активно вымывается (в 2014 году площадь реализованного лота в элит-классе составляла около 100 кв. м, то в 2015/2016 гг. – порядка 115 кв. м). Лоты с максимальными площадями в элитном сегменте экспонируются в среднем около 3 лет после сдачи объекта в эксплуатацию.
Основная часть сделок на рынке высокого ценового сегмента проходит в уже построенных проектах с возможностью заселения, и, напротив, на начальной стадии строительства, когда возможности инвестирования наиболее привлекательны. Доля элитных новостроек сокращается в связи с некоторым замедлением темпов вывода новых проектов, и как следствие происходит роста стадии строительной готовности в уже реализуемых комплексах. Тем временем в премиальном классе на рынок за 2015 год выходили новые объекты на начальной стадии строительной готовности с привлекательными ценами и оптимальными площадями.
По-прежнему в премиальном и элитном сегменте основная доля сделок проходит без привлечения ипотечного кредитования, в 2015/2016 гг. произошел небольшой рост доли ипотечных сделок – с 10 до 12%.
В 2015/2016 гг. среди приобретаемых лотов увеличились доли двухкомнатных квартир – с 42% до 51% и трехкомнатных – с 17% до 25%. При этом доля однокомнатных квартир сократилась с 38% до 21% за счет вымывания такого типа квартир в связи с их более низким бюджетом.
«В элитном сегменте прослеживаются аналогичные, что и в остальных сегментах тенденции – сокращение бюджета покупки и как следствие площади приобретаемого лота. При этом из-за замедления темпов выхода новых проектов (за 2014 год вышло 6 элитных объектов, за 2015 – 4, в премиум-классе в 2014 году – 11 проектов, 2015 – 6) однокомнатные лоты небольших площадей быстрей всего вымываются из предложения и фактически не восполняются новыми. В итоге на рынке возникает перекос в сторону бОльших по площади лотов», – отмечает Анна Карпова, директор Департамента элитной недвижимости Est-a-Tet.