Эксперты рынка отмечают, что с началом кризиса арендовать индивидуальный сейф в банке стало практически невозможно – спрос намного превысил предложение. Клиенты банков стали забирать деньги с депозитных счетов и помещать их в банковские сейфы.
Предложение банковских продуктов и услуг по мере развития рынка расширяется. В зависимости от экономической конъюнктуры страны пользуются популярностью те или иные услуги. Так, в стабильные 2005-2007 г., когда уровень благополучия населения увеличивался, а доходы ежемесячно росли, одним из популярных продуктов у россиян являлось потребительское и ипотечное кредитование. Всплеск интереса к ПИФам пришелся на 2007 г., когда инвестиции в них возросли с 19,1 млрд руб. в 2006 году до 94,9 млрд руб. в 2007 году. Наступивший мировой финансовый кризис стал дополнительным фактором привлекательности услуги «аренды сейфовых ячеек» частными лицами.
Преимуществ сейфовых ячеек перед депозитарием в условиях кризиса достаточно много. Во-первых, в случае банкротства банка, содержимое ячеек выдается владельцам (по закону требования кредиторов на содержимое ячеек не распространяются). Во-вторых, нет ограничений на сумму, помещаемую в ячейку, в любой момент можно добавить или забрать часть денег. В-третьих, на содержимое ячеек не распространяются ограничения на изъятие наличности, нет необходимости делать заказ, в любой момент можно забрать всю сумму или любую ее часть. В-четвертых, в ячейке можно хранить не только деньги, но и драгоценности, документы и проч. ценности.
С целью описания конкурентной среды на рынке финансовых розничных услуг, агентство Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group) проанализировало предложения ведущих российских банков по аренде сейфовых ячеек.
Встраиваясь в рыночную конъюнктуру и изыскивая пути преодоления финансового кризиса, российские банки ищут как можно больше вариантов для привлечения и удержания клиентов, желающих арендовать сейф.
Как правило, в рамках одного банка клиент может выбрать наиболее удобный для него объем ячейки. В большинстве банков представлено не менее 5 различных вариаций – от самого маленького до 5 дм³ до самого большого – объем свыше 80 дм³.
Срок аренды сейфа может быть любой – от 1 дня до 1 года с возможностью дальнейшей пролонгации. При этом, чем выше срок аренды, тем ниже стоимость 1 дня аренды. Например, в «Газэнергопромбанке» за 1 сутки использования сейфа объемом от 10 до 20 дм³ необходимо заплатить 400 рублей, за 1 месяц – 1000 рублей (или 33,3 рублей за 1 сутки) и 8500 рублей (или 23,3 рублей за 1 сутки) – за 1 год.
Принимая во внимание кризисную ситуацию и падение уровня доходов у населения, банки снижают тарифы на предлагаемые условия. Так, «Русь-банк» снизил ставки по аренде сейфов объемом от 10 до 20 дм³ в кризисный 2009 г. на 10 рублей – до уровня 75 рублей. Банк «Союз» снижал ставки более планомерно – на 1 рубль в год, но и тарифы у него более низкие – стоимость за сутки не превышает 30 рублей.
Для удобства клиентов, желающих положить в сейфовую ячейку денежные средства, банки предоставляют в пользование машинки для пересчета и проверки подлинности купюр. Лишь в 6 из 50 обследованных банков клиент может самостоятельно совершить обозначенные выше операции, не уплачивая при этом никаких дополнительных комиссий. В 3 банках («ХКФ-Банк», «Юникредит Банк», «Собинбанк») подобные услуги отсутствуют вовсе. В оставшихся банках комиссия за пересчет и проверку платежеспособности купюр установлена в пределах от 0,0083% от суммы – в «Банке Москвы», до 1% – в «БТА Банке».
Расширяя традиционный ассортиментный перечень услуг, российские банки предлагают клиентам за дополнительную стоимость: предоставить переговорную комнату, оформление доверенности на право доступа доверенного лица к банковскому сейфу, составление описи ценностей, помещаемых в арендованный сейф, перевозка и доставка денежных средств клиента и проч.
Оценивая непростую экономическую ситуацию, мы вправе ожидать, что в дальнейшем борьба за клиентов станет острее, а спектр услуг станет еще шире.
Агентство Symbol–Marketing (подразделение Symbol Communication Group)
Телефон: (495) 221-3202
Факс: (495) 221-3202
E-mail: marketing@symbolgroup.ru
www.symbol-marketing.ru
www.symbolgroup.ru