Перспективы развития отрасли переработки шин очевидны: только 20% используются в качестве вторсырья, а остальные 80% складируются или уничтожаются. До уровня, например, Германии, где переработка достигает 100%, нам далеко, но в этом и заключается положительная сторона для тех, кто думает об организации рентабельного производства.
Постепенно, решая проблемы отходов изношенных шин, в том числе с помощью господдержки, соотношение переработки будет выравниваться (для начала), а потом превалировать над показателем утилизации. Число предприятий будет расти, и те, кто уже сегодня начнет работу и освоится на рынке раньше остальных, будет увереннее расширять производство и объем продаж в будущем. Но сейчас важнее смотреть на день сегодняшний. Каким образом нужно организовать производство, чтобы выйти на стабильную прибыль через полгода? Обращаем внимание, что речь не идет об окупаемости, поскольку это зависит от многих критериев, уникальных для каждого производителя (производительность, регион, уровень развития рынка, получаемый продукт).
Большинство крупных заводов по переработке шин сегодня сосредоточены в Московской области. Другие же регионы и близко не стоят к тому, чтобы обеспечить себя производственными мощами более 30 тысяч тонн в год, а во многих областях вообще отсутствуют переработчики. Однако открывать производство там, где вообще нет конкуренции, не совсем правильное решение. Работа на сформировавшимся рынке, где есть покупатель, будет более рентабельна.
Есть два варианта открытия и организации работы завода по переработке шин. И тот, и другой обеспечит стабильную прибыль, но срок окупаемости будет разным.
Лучший вариант тот, когда за утилизацию покрышек платят владельцы авто, и плюс к этому транспортные компании, на которых налагают крупные штрафы за незаконную утилизацию, вам будут доплачивать от 3 до 5 тысяч рублей за тонну.
Не лучший вариант, когда вы сами платите частным владельцам (2,5-5 рублей/кг) за сбор покрышек. Но это обеспечит бесперебойные поставки сырья, поскольку не так много автолюбителей готовы платить за то, что могут сделать бесплатно, пускай не законно.
Например, открывшийся 6 лет назад в Краснодарском крае завод по переработке шин, мощностью до 5 тысяч тонн покрышек в год, вышел на окупаемость в прошлом году (объем инвестиций составил около 120 млн рублей). Он специализируется на производстве резиновой крошки (гранулята) для покрытия детских площадок, санаториев, пляжей, набережных и многого другого. По словам коммерческого директора, гранулят пользуется спросом не только в Краснодарском крае. Завод успешно работает по второму варианту и сегодня расширяет производство, т.к. есть куда расти – в области ежегодно утилизируются более 40 тысяч покрышек.
Однако для быстрой стабилизации прибыли важно открыть небольшое или среднее предприятие, что позволит минимизировать стартовый капитал и первичные расходы. Вначале нужно оценить рынок и, по возможности выйти на него в сезон, как это сделали в Краснодарском крае (перед началом Олимпиады). Нужно закупать станки, производительностью до 3-5 тысяч тонн, и выбирать поставщиков, способных полностью организовать завод (линию) и обеспечить консультацией по разным вопросам.
В этом случае предприниматели смотрят на опыт компании. Например, заводы по переработке шин в Кировской области выбрали местного производителя ТД «КМЗ», который оказал полный спектр услуг, включая доставку, ввод в эксплуатацию и обучение операторов.
На сайте производителя указано, что они доставляют свои линии в любую точку России и СНГ, поэтому реализуют более 300 разных проектов в год, при этом оказывая каждому заказчику техническую поддержку на весь срок (даже после истечения гарантии) использования станков. То есть сегодня сложились все факторы для начала активного развития отрасли по переработки отходов.