Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – подготовили аналитический отчет по итогам I квартала 2016 года на первичном рынке Москвы в «старых» границах. Объем предложения новостроек составил 475 корпусов с суммарной площадью предложения 2,566 млн кв. м. За I квартал на рынок вышло 29 корпусов нового предложения в 18 проектах, в том числе в 6 новых комплексах. В годовой динамике объем предложения вырос на 22,7%, по сравнению с IV кварталом 2015 года –сократился на 3,6%, что связано с сезонным замедлением девелоперской активности. Средневзвешенная цена по итогам I квартала 2016 года в Москве составила 233 тыс. руб./кв. м (без учета элитного предложения), а ее снижение в годовой динамике – 15,6%, что обусловлено выходом существенного объема нового предложения в проектах массового сегмента на начальной стадии строительства. Несмотря на снижение покупательской способности граждан, уровень реализованного спроса в I квартале 2016 года оказался выше ажиотажного спроса в конце 2014 года на 30,1%.
По сравнению с IV кварталом 2015 года объем предложения на первичном рынке сократился на 3,6%, что связано с вымыванием объемов реализуемого предложения на фоне традиционно более медленных темпов вывода новых проектов. Как правило, конец года отличается наибольшей деловой активностью, в том числе многие девелоперы часто выводят на рынок новые объекты, тогда как начало года, напротив, период, когда наблюдаются минимальные темпы вывода новых объектов.
Объем предложения квартир за I квартал 2016 года вырос всего на 0,3%, несмотря на выход новых проектов, а в годовой динамике – на 36,5%.
В сегменте апартаментов помимо сокращения доли формата в общем объеме предложения наметилась тенденция снижения предложения на рынке в абсолютном выражении. Несмотря на выход новых проектов, в годовой динамике объем предложения апартаментов сократился на 8,4%, а относительно IV квартала 2015 года – на 14,6%. Доля сегмента уменьшилась с 31% (I квартал 2015 года) до 23% от общего объема предложения.
В целом показатель объема предложения на столичном рынке жилой недвижимости продолжает устойчивую тенденцию роста, нарушение которой в I квартале 2016 года связано также с рыночной ситуацией – вымыванием объемов предложения на фоне высокого уровня покупательской активности. За год объем предложения увеличился на 22,7%.
Согласно основной тенденции 2015 года среди нового предложения доминируют проекты комфорт-класса. 66% поступившего за I квартал на рынок предложения относится к этому сегменту, доля бизнес-класса – 33%.
По сравнению с IV кварталом 2015 года средневзвешенная цена предложения незначительно снизилась на 0,8%. В сегменте квартир сокращение цены за аналогичный период составило 0,3%. В сегменте апартаментов в течение 2015 года мы наблюдали разнонаправленные корректировки цены на фоне изменений в структуре предложения (в III квартале 2015 года из сегмента ушли значительные объемы проектов на высокой стадии готовности в связи со сменой формата объектов на жилые комплексы, данную нишу в IV квартале восполнили новые проекты), в итоге цена за квартал выросла на 3%. За год средневзвешенная цена на квартиры снизилась на 12,3%, на апартаменты – на 10,5%.
В годовой динамике наибольшее увеличение суммарной площади объектов произошло в массовом сегменте: в комфорт-класс – на 64%, в экономклассе – в 2,5 раза. В бизнес-классе объем предложения вырос на 12%. В элитном и премиальном сегментах отмечается сокращение объема предложения за год – на 24% и 18% соответственно. Данный факт обусловлен снижением темпов вывода новых проектов в высоких ценовых сегментах.
По сравнению с IV кварталом 2015 года объем предложения при распределении по классам также имеет тенденцию к росту в массовых сегментах: в экономклассе – на 10,8%, в комфорт-классе – на 1,2%. Объем предложения в бизнес-классе сократился на 8,3%, в элитном сегменте – на 6,7%, в премиум-классе – на 3,1%.
Лидером по объему предложения в Москве по-прежнему остался бизнес-класс, доля которого от суммарной площади объектов составила 42%. На втором месте, продолжая стремительно сводить к минимуму отставание от лидера, новостройки комфорт-класса – 40,8%. Доля экономкласса немного выросла до 2,8%, а доля объектов элитного сегмента продолжает сокращаться – по итогам I квартала она равняется 5,7%. Доля премиального сегмента осталась неизменной – 8,7%. Изменения в структуре предложения в годовой динамике свидетельствует об устойчивой тенденции смещения предложения из сегментов высокого ценового диапазона в более доступные классы.
Распределение объема предложения по округам осталось традиционным: наибольшее количество новостроек было представлено в ЦАО – 16,3% от суммарной площади объектов, второе место по объему предложения занял ЮАО – 15,4%. Менее всего новостроек находилось в реализации в ВАО (4,7%) и Зеленограде (1,5%).
Несмотря на снижение покупательской способности граждан, уровень реализованного спроса в I квартале 2016 года оказался выше ажиотажного спроса в конце 2014 года на 30,1%. Реализованный, как и потенциальный спрос в I квартале 2016 года был на высоком уровне. По сравнению с IV кварталом 2015 года реализованный спрос был выше на 64%, а по сравнению с I кварталом 2015 года – в 2,5 раза (тогда спрос заметно просел из-за «заградительных» ипотечных ставок).
«Значительный рост спроса в I квартале 2016 года был обусловлен тем, что на рынке был представлен большой объем проектов массового сегмента жилья с привлекательным бюджетом покупки, а также высокой волатильностью курса валют. В 2014 году на рынке не было такого разнообразия доступного предложения. Помимо этого, активность со стороны покупателей была связана с тем, что долгое время было неясно, продлится ли программа ипотеки с господдержкой. Люди были заинтересованы успеть оформить кредит на выгодных условиях. Сообщение о продлении программы до конца 2016 года также поддержало заданный уровень активности. Многие проекты массового сегмента на начальной стадии строительства, вышедшие в конце 2015 года, в этот период получили аккредитацию банков, что открыло новые возможности для осуществления сделок в данном сегменте. При этом со стороны девелоперов также предлагались различные акции в период праздничных дней», – отмечает Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.