28.03.2016 11:51
Новости.
Просмотров всего: 12623; сегодня: 3.

Сенатор Игорь Морозов — о том, что может противопоставить Европа террористической угрозе

Теракты в Париже и Брюсселе позволяют говорить о полном провале европейской политики мультикультурализма. Ведь взрывы, как известно, осуществили не боевики ИГИЛ, проникшие во Францию и Бельгию с потоком беженцев. Это были радикальные исламисты, рожденные, живущие и получившие образование в Европе. Так они отплатили новой родине за то, что она гостеприимно приняла их родителей 30–40 лет назад, когда европейцы искренне верили в адаптацию трудовых мигрантов и беженцев в своем культурном, религиозном, экономическом и политическом пространстве.

Но всё оказалось гораздо сложнее. Если первое поколение действительно устраивалось на работу, причем самую черную, и не щадило себя ради будущей более счастливой доли, то их дети уже не желали выполнять работу, предлагавшуюся трудовым мигрантам, и в полной мере менять образ и уклад жизни, которые они видели с детства у себя на родине, а тем более интегрироваться в европейское сообщество. Молодежь, рожденная в Европе и не нашедшая себя в жизни, пробовала себя на улице в массовых беспорядках и протестных демонстрациях. «Арабская весна» подтолкнула их в различные исламистские движения, а возникновение ИГИЛ и построение так называемого халифата — к террористической деятельности. По данным еврокомиссара по борьбе с терроризмом Жиля де Кершова, в ИГИЛ воюют около 5 тыс. боевиков из Евросоюза.

И это — первый уровень опасности террористической угрозы для Европы. Очень масштабный, скрытный, поскольку в основе местный контингент, но с ним можно работать и справляться при системной работе спецслужб.

Есть более серьезный вызов для ЕС — это боевики ИГИЛ, проникшие в Европу вместе с беженцами. Никто не может сказать, сколько их, какие цели у них, как они будут развивать вспомогательные связи, какими условностями будут пользоваться при коммуникации… Много вопросов, на которые пока не могут ответить ответственные лица Бельгии, Франции, Германии.

Ясно одно — что Европа получила многоуровневую сетевую террористическую организацию с идеологией, знаниями конспирации, профессиональными навыками убийства и проведения террористических акций, имеющую боевиков-смертников. И вряд ли европейцы, создавая символы из подсвеченных Эйфелевой башни в Париже или Триумфальной арки в Берлине, могут заставить террористов отказаться от своей деятельности или прочувствовать солидарность и превосходство над ними европейского сообщества. Европе следует понять, что вскрыть и ликвидировать силами одной страны или даже группы стран эту глубоко законспирированную террористическую сеть невозможно. Необходимы сотрудничество и координация борьбы с ней всего международного сообщества.

И если обратиться в недалекую ретроспективу, то можно увидеть, что все инструменты взаимодействия и понимания этой опасности давно созданы на международном уровне. Сразу после террористических нападений, совершенных 11 сентября 2001 года в США, Советом Безопасности ООН был учрежден контртеррористический комитет. СБ ООН принял резолюцию 1373(2001) год, которая призывает государства-члены предпринять ряд мер, направленных на борьбу с терроризмом. Уже в этой резолюции были заложены шаги, направленные на уголовное преследование за финансирование терроризма. Предлагалось блокировать любые средства лиц, замешанных в террористических актах. Особым пунктом указывалось на запрещение предоставлять в какой-либо форме финансовую поддержку или предоставление убежища и помощи террористам.

В 2006 году была принята Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Эта стратегия явилась уникальным документом, который мог бы укрепить национальные, региональные и международные усилия по борьбе с международным терроризмом. Это был первый документ, когда все государства — члены ООН согласились с общим подходом к борьбе с терроризмом. Мировое сообщество направило не только четкий сигнал о том, что терроризм неприемлем во всех его формах и проявлениях, но и подчеркнуло свою решимость предпринять индивидуальные и коллективные меры по предотвращению регионального и глобального терроризма. И наиболее важным элементом этой стратегии явилась идея создания национальных систем контртеррористической безопасности и координация их деятельности через контртеррористический комитет СБ ООН.

Итак, всё необходимое для борьбы с международным терроризмом создано. Но почему глобальная система безопасности, имея общие принципы и подходы, так и не заработала? Совершенно очевидно, что события на Ближнем Востоке и запущенный вирус «арабской весны» развел международное сообщество и отдельных региональных игроков под руководством США по разные стороны баррикад. И некогда единые подходы к борьбе с терроризмом стали меняться. Появились «хорошие» и «плохие» террористы, «свои» и «чужие». США, перенесшие в 2001 году крупнейшую террористическую атаку «Аль-Каиды», вдруг заговорили, что ее можно использовать в Сирии в борьбе с законным режимом Башара Асада. Турция в нарушение указанных резолюций вступила в контрабандные нефтяные сделки с террористами, фактически финансируя их боевую деятельность на сирийской территории. Одновременно предоставляла приют и медицинскую помощь боевикам ИГИЛ. Кроме этого, Эрдоган лично дал команду на уничтожение российского бомбардировщика, выполнявшего боевое задание по уничтожению целей ИГИЛ. Фонды Саудовской Аравии и Катара в полном объеме финансировали «Джебхат ан-Нусру» (сирийская «Аль-Каида»). Все призывы президента России Владимира Путина, в том числе и на Генеральной ассамблее ООН (2015 год), создать единый антитеррористический фронт Запад надменно игнорировал. Так могло продолжаться долго, но сыграли чрезвычайную роль два обстоятельства. Первое — успешная операция российских ВКС в Сирии, и второе — сами джихадисты, открыв террористическую войну в Турции, Европе и США. Террористы показали всему цивилизованному миру , что делить их на «хороших» и «плохих» в зависимости от политической конъюнктуры — себе дороже, да и напрасная потеря времени. Терроризм это всегда плохо. И только ликвидированный террорист никогда больше не сможет совершить террористический акт.

Есть ли выход у Европы? Я думаю, что есть. И для этого лидеры ЕС должны встречаться в Брюсселе — не для того, чтобы обсуждать санкции против России, а в первую очередь для создания глобальной системы антитеррористической безопасности, того, что они когда-то подписывали в ООН. Времени уже нет. Это нужно было делать вчера. Тогда бы не было этих жертв в Париже, Брюсселе. Не было бы террористического акта в небе над Синаем (о чем западные СМИ вообще молчат, как будто этого акта террора против российских туристов не было вообще). У Меркель и ее партнеров по ЕС совсем нет времени, чтобы уберечь своих граждан от новых террористических атак. Это возлагает на них дополнительную ответственность за упущенные возможности. Но у них есть шанс выстроить взаимодействие с Путиным, создать единую информационную систему по антитеррору и штаб по координации работы спецслужб. На международном уровне вновь вернуться к реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

А что США? Американцы увлечены партийными дебатами и борьбой Трампа и Клинтон. Они уже забыли о недавних печальных событиях в Калифорнии, но террористическая атака в Брюсселе их немного встряхнула. Джон Керри срочно прибыл в Москву, подчеркнув опасность распространения терактов по Европе. Видно, что его тревожит успех джихадистов в ЕС и перенос терактов в США. Однако, даже несмотря на эти опасения, вряд ли можно сегодня говорить о том, что данные обстоятельства заставят Белый дом отложить свои амбиции на глобальное превосходство и приступить к равноправному сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом. Хотя отдельные реплики госсекретаря оставляют некоторые надежды на то, что позиции России и США могут сблизиться в обозримой перспективе.

Автор — член комитета Совета Федерации по международным делам, представитель Совета Федерации ФС от Рязанской области


Ньюсмейкер: Сенатор Игорь Морозов — 419 публикаций
Поделиться:

Интересно:

26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26.11.2024 09:03 Новости
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26 ноября 1812 года началась битва, которая вошла в мировую историю как сражение на реке Березине. Русская армия, пытаясь отрезать французам пути отхода, преследовала отступающее войска. Главное сражение произошло вблизи города Борисов, ныне это территория Белоруссии. Это битва не только вошла в...
Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...