Текущий кризис сместил акценты для собственников офисных площадей в вопросе привлечения и сохранения арендаторов. Борьба за клиента переместилась из ценовой плоскости в сервисную, поэтому владельцы коммерческой недвижимости начали активно развивать собственные управляющие компании. При этом наиболее успешные, показав эффективность в собственных проектах, сегодня выходят на внешние рынки и составляют серьезную конкуренцию специализированным операторам. Эксперты ГК «Экоофис» полагают, что появление данной тенденции вполне логично и может быть связано, в том числе со снижением прибыльности арендного бизнеса в текущих экономических условиях.
С начала кризиса в конце 2014 года рынок коммерческой недвижимости значительно трансформировался. Общее количество активных арендаторов уменьшилось, при этом, они стали более прагматичными и требовательными. Выбирая офисный центр, клиент хочет получить не просто качественные площади по доступной цене, а еще и вдобавок к этому профессиональный и разнообразный сервис от управляющей компании. Поэтому владельцам офисных площадей пришлось изменить свой подход к привлечению арендаторов, они начали активно развивать собственные управляющие компании как отдельное направление бизнеса.
«На протяжении всей нашей деятельности (а компания существует с 1988 года), все наши проекты находятся под управлением собственной компании, - рассказывает собственник ГК «Экоофис» Андрей Ковалев. – Однако, до недавнего времени это было одним из подразделений, которое обеспечивало наши «внутренние» нужды. Сейчас, в период достаточно жесткого «рынка арендатора» грамотное управление стало более значимым, а в ряде случаев – ведущим направлением. Ведь новые девелоперские проекты в области коммерческой недвижимости сейчас в большей части заморожены. В то же время поддержание существующих объектов и обеспечение эффективности арендного бизнеса – задача первостепенная».
Больше того, по мнению эксперта, на сегодняшний день грамотные действия управляющей компании – основной инструмент привлечения и удержания арендаторов. Именно за счет этих действий, а также расширения спектра предоставляемых услуг удается, в частности, «переманить» компании из других объектов. Последнее особенно актуально сейчас, когда абсолютное количество арендаторов офисов на рынке практически не растет, и заполнение площадей происходит в основном за счет переезда из других бизнес-центров.
При этом в последнее время структуры подобного рода не только активно развиваются внутри девелоперского холдинга, но и выделяются в отдельное бизнес-направление и отправляются «в свободное плавание», предлагая свои услуги и на открытом рынке. «Расширяя спектр предоставляемых для арендаторов услуг, а также улучшая качество работы, нам удалось создать профессионального оператора, который ничуть не уступает специализированным управляющим компаниям, – рассказывает собственник ГК «Экоофис» Андрей Ковалев. – Поэтому мы прияли решение и дальше развивать данное направление и выходить на внешний рынок. Основной козырь – опыт эффективного управления собственными проектами в кризисных условиях. Достаточно сказать, что средний уровень вакантных площадей в наших проектах в течение всего 2015 года составлял 7-10%. При этом в отдельных проектах пустовало не более 3-5% площадей, в некоторых – даже был лист ожидания».
Управляющая компания ГК «Экоофис» сегодня предлагает клиентам полный спектр консалтинговых услуг, занимается привлечением и последующим сопровождением арендаторов, а также предоставляет услуги по комплексному развитию и управлению объектами коммерческой недвижимости, технической эксплуатации, включая организацию собственной инфраструктуры.