2015 год во многом стал переломным для строительной отрасли России: растущий объем предложения, падение платежеспособного спроса, снижение доли инвестиционных сделок определили развитие основных тенденций на рынке недвижимости. О том, как изменился строительный сектор за минувший год и как компания Rose Group адаптируется к новым условиям, спикеры компании рассказали в рамках пресс-конференции, которая состоялась 26 января в жилом комплексе комфорт-класса Микрогород «В лесу».
Высокая волатильность курса валют и цен на нефть, напряженная геополитическая обстановка, высокий уровень инфляции в районе 12,7%, рост безработицы и снижение доходов населения стали основными факторами, оказавшими серьезное влияние на первичный рынок недвижимости, на котором также наметилось развитие ряда новых тенденций. Среди основных трендов Наталья Саакянц, коммерческий директор Rose Group, отметила существенный рост объема предложения в «старой» Москве, сконцентрированный в сегменте комфорт-класса, уменьшение средней площади квартир и, как следствие, увеличение спроса на малогабаритное жилье, снижение доли инвестиционных покупок, смещение спроса в пользу московских новостроек и рост популярности готового жилья на первичном рынке.
По данным аналитиков Rose Group, предложение в московском регионе достигло максимальных значений на последние 25 лет, и в 2015 году составило более 100 тыс. квартир, при этом наибольший рост предложения был зафиксирован в «старой» Москве – прирост 90% по сравнению с 2014 годом. В Московской области половина всего предложения сосредоточена в 10 км от МКАД, и около 65% всех проектов возводятся в сегменте комфорт-класса. Также аналитики отметили увеличение доли компактных квартир: на первичном рынке жилья Новой Москвы и Подмосковья 49% всех квартир составляют 1-комнатные квартиры и студии.
Оценивая цены на первичном рынке жилья, Наталья Саакянц отметила, что в 2015 году было зафиксировано снижение динамики увеличения средней стоимости квартир в московском регионе. Так, на конец декабря рост средней стоимости 1 кв. м в Московской области составил 2,5% по сравнению 6,5% в 2014 году. В «старой» Москве этот показатель снизился практически вдвое и составил 6%, а в Новой Москве - 1,5%.
Под влиянием макроэкономических факторов и изменений тенденций развития отрасли игроки рынка недвижимости выбрали для себя различные сценарии адаптации к кризису. В флагманском проекте компании Rose Group Микрогороде «В лесу» была выработана гибкая стратегия вывода нового предложения, планомерной и обдуманной оптимизации затрат с сохранением заявленного уровня качества. Динамика роста цен была достаточно плавной и дифференцированной в зависимости от различных факторов, в т.ч. от сроков ввода корпусов. Средний уровень роста цен по всему комплексу составил 6%. В связи с тенденцией востребованности малогабаритных квартир в проекте была скорректирована доля жилья небольшой площади. В результате, в Микрогороде «В лесу» объем продаж однокомнатных квартир в 2015 году увеличился до 34% (в 2014 году этот показатель составил 25%) при этом наибольшим спросом (46%) пользуются 2-х комнатные квартиры. Правильность выбранной стратегии Микрогорода «В лесу» демонстрирует стабильный портрет покупателя: 62% покупателей в проекте составляют клиенты с детьми, инвестиционные покупки не превышают 7%, а доля сделок по рекомендации растет и находится на уровне 29%. Доля ипотечных сделок в Микрогороде «В лесу» снизилась в прошлом году с 47% до 42%, что связано с фактическим отсутствием ипотечных сделок в первые месяцы 2015 года до введения программы субсидирования ипотеки.
Наталья Саакянц отметила: «Минувший год стал очень непростым для строительной отрасли, и в ближайшей перспективе мы не видим тенденции к существенному улучшению ситуации. Тем не менее любой кризис всегда позволяет выделить сильнейших игроков рынка. Микрогород «В лесу» - это в первую очередь проект высокого качества, где уделяется особое внимание предпочтениям покупателя. Мы уверены, что в условиях кризиса и жесткой конкуренции эти факторы станут определяющими, а потому и дальше намерены развивать свой проект в соответствии с выбранной стратегией».