Международный Центр Рерихов и Фонд Грани представляют выставку живописных работ Ирины Мащицкой «Открытие врат неба». Время работы выставки: 2 февраля – 13 марта 2016 г. Выставка работает с 11 до 19 ч. Адрес: Москва, Малый Знаменский пер., д. 3/5. (метро ст. Кропоткинская).
Название выставки живописи Ирины Мащицкой «Открытие Врат Неба» – это прежде всего обращение к небесной сфере и к царству Духа, ибо говорит об открытии духовных Врат в пространство Неба… Эта выставка – свидетельство свободы творческого духа в перспективе раскрытия потенциала креативности и одухотворенности творчества, а ведь оно, по словам Николая Константиновича Рериха, есть «чистая молитва духа».
Цветовая составляющая безусловно доминирует в креативном мышлении Ирины Мащицкой: живописца, визуализирующего все свои жизненные впечатления – экзистенциальные, музыкальные, зрительные, литературные – через цвет, светом и цветом. Говоря о ней, можно воспользоваться исчерпывающе точной формулировкой Максимилиана Волошина: «Все видеть, все понять, все знать, все пережить, все формы, все цвета вобрать в себя глазами, все воспринять и снова воплотить».
В экспозиции 19 работ, в том числе две программные работы художника: многочастная композиция «Вечная истина» (2001) и экуменический триптих «Облако Неведения» (2001).
Для Ирины Мащицкой Вечная Истина – это «всегда существующая, всегда непознанная, всегда притягательная» духовная субстанция. По мысли художника в Вечной Истине – одновременно «Вера, и Надежда, и Милосердие. В ней мощь, беспредельность и бесконечность».
Полиптих «Вечная Истина» (2000) представляет собой квадрат с 16 квадратами-клеймами. В центре черного квадрата (это, несомненно, парафраз «Черного квадрата» Казимира Малевича) – Всевидящее Око – значимый символ, общий для самых разных религиозно-мифологических систем. Действительно, в иудаизме – это воплощение Промысла Божьего. В христианской иконографии – Всевидящее Око Божие. В индуизме и буддизме третий глаз Шивы или Будды – это сияющая точка или пылающая жемчужина в середине лба: она – символ единства, равновесия и видения вещей такими, какие они есть; вместе с тем и даже прежде всего в этом символе сосредоточена трансцендентная мудрость, кристаллизация света, духовное сознание, просветление. Если обратиться к основам буддийской философии, уместно вспомнить, что Будда в одном из вариантов перевода с тибетского означает «тот, кто смог». Да, Будда смог сделать свои «потенциальные» способности реально актуальными, он же объяснил другим людям, как сделать то же самое. Иначе говоря, Будда – это не застывший символ, напротив, Будда и попытки следовать Его пути – это процесс, ибо «тот, кто смог, тот ушёл от тьмы и пришёл к свету». Уйти от того, что тебя сковывает, связывает, мучает и терзает, рассеять все, «что затемняет, искажает, мешает» и в итоге – «прийти», или «раскрыть что-то» уже потенциально имеющееся – вот почти дословный перевод индийского термина Татхагата: «так ушедший, так пришедший». Таким образом, Будда был тот, кто «тьму рассеял, а свет принёс».
Картина «Вечная Истина», написанная почти 15 лет назад, воспринималась автором как прорыв через черный квадрат, интуитивно необходимый душе; прорыв настолько сильный и настойчивый, что сопротивляться ему было абсолютно невозможно. Ирина Мащицкая писала, предваряя выставку «Музыка Сфер» об опыте «прорыва... возврата»: «Прорыв сквозь Черный Квадрат был настолько необходим Душе, что она требовала этого, – требовала настойчиво и с потрясающей силой. Проход в другое измерение… Длинный, длинный коридор, и ты – снаряд внутри... Свет, Свет, Свет... Больше ничего, кроме неподвластного желания двигаться туда, где Душа была, и была неоднократно. Радость возвращения. Радость встречи. Счастье. Вот что означает «Всевидящее Око»… «Вечная Истина» – ничего нового. Все знакомо до глубины Души...».
Для художника этот творческий порыв-прорыв стал радостью возвращения, радостью встречи, рукотворным одухотворенным счастьем. Раскрытие «Черного квадрата» проходит через 12 работ круглой формы: «Окрылённые Сердца», «Миражи», «Полет Мысли», «Первый поцелуй», «Жемчужина Любви», «Струны Сердца», «Огненный туман», «Тень сомнений», «Зов», «Соединение Сердец», «Притяжение», «Таинство» (все – 2002). Завершают проект четыре работы «синей» серии: «Шар познания», «Прибежище», «Дыхание Ритма» и «Печать».
В 2003 году по заказу Ирины Мащицкой был создан проект фильма (компьютерная графика) «Оживший космос Ирины Мащицкой». Последовательность работ и акценты были обозначены художником, в то время как компьютерную часть выполняли Игорь Бернштейн и Григорий Скороплясов. Проект не был завершён, но мы посчитали возможным показать его на выставке ... «Вечная Истина» Ирины Мащицкой на всех прошедших за полтора десятилетия выставках неизменно привлекает зрителей, поскольку каждый вкладывает в нее свой смысл, индивидуальное содержание. Ведь все живые существа хотят быть счастливыми. Хотят Любви и любящей Заботы. С открытия наших сердец начинается открытие Врат Неба.
Триптих «Облако Неведения» – это развернутое повествование о сосуществовании и содружестве всех религий, над которыми воссияло Солнце добра и милосердия. Все поле боковых створок триптиха заткано маками – цветами памяти о душах, вознесенных на Небо. А все живущие на Земле существа, глядя снизу вверх, способны узреть сияющие небеса с сонмом душ, образующих в своей совокупности Облако Неведения. Однако проживающие на Земле могут, а нередко и предпочитают пребывать в облаке неведения: это и те, кто духовно слепы, и те, кто не готов узреть того факта, что мы обладаем всеми необходимыми качествами, чтобы стать счастливыми и любить друг друга. Неустанная ни на мгновение не замолкающая борьба, которую мы ощущаем вокруг себя, является следствием такого неведения. Выход понятен, хоть и непрост: необходимо открыть для себя новые горизонты, скрытые от нас вследствие нашего собственного неведения. Уход, борьба, сопротивление «человеческому, слишком человеческому» пониманию бытия. И здесь нужны устремлённость, намерение, мотивация. Когда облако неведения рассеивается, раскрываются Врата Неба – безграничные просторы сердца, и тогда мы впервые познаем свою изначальную светоносную природу. Свою Буддовость.
Созидательное творчество раскрывает креативные возможности человека, ибо, как говорил Платон, «художники способны усматривать высшую истину и, не теряя ее из виду, постоянно воспроизводить ее со всевозможной тщательностью, и потому им дано, когда это требуется, устанавливать здесь новые законы о красоте, справедливости и благе или уберечь уже существующие». Своим видением Художник расширяет горизонты восприятия зрителя через созданные им произведения искусства. К ним безусловно относятся такие работы Ирины Мащицкой, как серия «Полет Мысли»: «Дыхание ритма» (2002), «Прибежище» (2002), «Таинство» (2002), «Соединение сердец» (2002), «Струны Сердца» (2002), «Печать» (2002), «Сила судьбы» (2002), «Чайка» (2002), «Молитва» (2001), «Северная (Полярная) Звезда» (2004), «Песнь волны» (2004), серия «Импровизация «Полет» (2004), «Земная Ось» (2004), «Страх - обманщик Душ» (2004), «Сладкие Грезы» (2004), «Паника» (2001), «Простите нас..» (2001).
Фантастические пейзажи-абстракции, в которых сюжетная линия выражается только через цвет, позволяют зрителю подолгу общаться с этими полотнами, растворяя свое настроение в их эмоциональном содержании. Такие работы учат зрителя «особенному» зрению и тонкому восприятию формы.
Стоит особо отметить одну из программных картин художника – «Шар познания» (2002). Второй вариант названия этой же работы – «Туннель реальности». Масса цвета, как некий сгусток энергии, обрушивается на зрителя. И ему дано либо слегка прикоснуться к шару познания, либо, будучи захваченным красочным вихрем, оказаться всецело вовлеченным в туннель реальности… Это полотно – выраженная художественными средствами визуализация альтернативы при выборе жизненной позиции, с которой сталкивается каждый человек.
Выставка Ирины Мащицкой – благотворительный проект – как никогда актуальна, поскольку именно в наши дни, казалось бы, всецело заполненные материальной стороной жизни, на самом деле происходит интенсивный поиск духовных основ бытия. Не случайно и то, что картины экспонируются в Международном Центре Рерихов – именно там, где такой процесс происходит постоянно, где принято делиться своими открытиями и находками, обсуждать их – и идти дальше…
Куратор выставки – Натэлла Войскунская