Экспортную монополию рушить не стоит, условия на внутреннем рынке следует уравнять — такие предложения содержатся в подготовленной Минэнерго концепции развития внутреннего рынка газа.
Газовая отрасль находится в слишком сложных условиях и это не время для перемен, говорится в документе. В отношении России действуют санкции, спрос на газ в Европе и СНГ падает, при этом растет конкуренция между поставщиками СПГ и трубопроводного газа на мировом рынке. Поэтому как минимум до 2025 г. «Газпром» должен сохранить статус единого экспортера трубопроводного газа. Структуру монополии также пока менять не следует: компания должна остаться вертикально-интегрированной, выделять транспортную составляющую из нее не нужно, следует из документа.
А вот на внутреннем рынке Минэнерго предлагает практически уравнять в правах независимых производителей и «Газпром». Последнему нужно разрешить продавать газ крупным потребителям в рамках регулируемого коридора, а не по тарифам. Цена на газ должна, с одной стороны, учитывать биржевой индикатор, а с другой – прибыль, необходимую для капитальных вложений. При этом независимые должны разделить социальную нагрузку «Газпрома»: они должны участвовать в газификации регионов, поставлять газ населению и ЖКХ в зависимости от доли их присутствия на внутреннем рынке, а также нести ответственность за прохождение зимних максимумов потребления газа.
Предлагаемая министерством стратегия, на наш взгляд, выгодна для Газпрома. Если она в итоге будет принята, это будет означать для Газпрома сразу две вещи. Во-первых – сохранение экспортной монополии и структуры компании – то есть нивелирование рисков разделения и масштабного реформирования Газпрома в ближайшие годы. Эти риски постепенно нарастали, и это оказывало давление на котировки акций компании. Снижение этих рисков улучшит восприятие компании долгосрочными инвесторами.
Во-вторых, предложения по либерализации внутреннего рынка, де факто, также выгодны Газпрому, так как внедрение этих предложений позволит монополии на равных конкурировать с независимыми производителями за клиентов (сейчас тарифы жестко регулируются, что легко позволяет независимым предлагать более выгодные условия, чем Газпром). Также Газпром смог бы снять с себя часть социальных обязательств в пользу независимых поставщиков.
Принятие такой стратегии позволило бы монополии удержать свою долю внутреннего рынка и снизило бы затраты на газификацию.
На внешних рынках также есть позитивные новости. Федеральное антимонопольное ведомство Германии (Bundeskartellamt) одобрило покупку европейскими компаниями (Wintershall, Shell, E.On, ENGIE, OMV) долей в Nord Stream 2 AG, сообщило ведомство. Таким обрзом, Германия фактически дает добро на Северный поток-2, несмотря на протесты многих членов Евросоюза.
В целом, мы оцениваем информационный поток вокруг Газпрома умеренно позитивно.