Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Российский ритейл: продуктовое эмбарго и потребительский пессимизм». Её участники уверены, что российские санкции в отношении Турции не окажут сильного влияния на инфляцию в 2016 году. Тем не менее, эксперты не пришли к единому мнению по динамике роста цен в контексте вводимых ограничений.
Потребительская инфляция подскочила с начала года на 12%, и ожидания россиян на ближайшее будущее весьма пессимистичны. Все больше граждан ждут, что в следующем году снизятся уровень жизни населения и уровень производства, вырастет безработица. При этом с 1 января 2016 года к действующему уже больше года продуктовому эмбарго РФ против стран, которые ввели антироссийские санкции из-за конфликта на Украине и крымских событий, добавится запрет на импорт ряда наименований турецких продуктов. Крупные сети прогнозируют рост цен на продовольствие и сложности с замещением запрещенной турецкой продукции. ЦБ РФ же полагает, что введенное эмбарго не окажет существенного влияния на рост потребительских цен в России
Официальные оценки продовольственной инфляции в 12-13% выглядят несколько заниженными, уверены участники организованной «Финамом» конференции. Прогнозы по инфляции на 2016 год у экспертов разнятся. «В октябре накопленная за последние 12 месяцев продовольственная инфляция составляла 17,3%. Судя по всему, по итогам года будет около 16%», – отмечает аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. Александр Полютов, управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков "Промсвязьбанка", приводит такие данные: «По итогам 2015 г. мы ждем, что инфляция составит порядка 13,8%, при чем на ее замедлении в декабре скажется эффект высокой базы прошлого года. В 2016 г. ожидаем ее снижения до 8,9-9%». Управляющий партнер Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко советует россиянам готовиться к росту цен на продовольствие на 29-35% в следующем году.
Ограничение ввоза турецких продовольственных товаров не сильно скажется на росте инфляции и не приведет к дефициту на полках в магазинах, обнадеживают эксперты. «В принципе, Турция не является критически важным торговым партнером для России, во внешнеторговом обороте РФ на Турцию приходится примерно 4,6%. Турция экспортирует в РФ в этом году продовольствия и с/х сырья где-то на $1,3 млрд (17% от ее экспорта в РФ), что не очень много в масштабах отечественной экономики. Заменить турецкие товары смогут Сирия, Египет, Иран, Азербайджан, Аргентина и т.п. Однако, это будет невозможно сделать достаточно быстро, чтобы избежать дисбаланса спроса и предложения на российском рынке. Если предположить, что вклад продовольственных контрсанкций годом ранее на пике добавил к годовой инфляции где-то 2 п.п., то ограничения для турецких товаров будут иметь где-то на порядок меньший эффект т.е. вряд ли сильно больше 0,1-0,4 п.п.», – заверяет Тимур Нигматуллин. С ним соглашается Александр Полютов: «"Турецкое продэмбарго", по нашим расчетам, исходя из вклада турецких продуктов в индекс цен, обеспечит порядка 0,2 п.п. к инфляции, что не столь критично. В целом, заместить овощи и фрукты есть возможность, но все упирается в цену. Другое дело - есть риски ответных санкций с турецкой стороны, которые, на наш взгляд, могут нести риски в первую очередь для российских автопроизводителей (поставки автокомпонентов) и зернотрейдеров».
До конца года россиянам не следует переживать из-за введенных ограничений, поскольку нововведения начнут действовать только с 1 января. «Дефицит продуктов мы вряд ли увидим. К тому же маловероятно, что цены значительно превзойдут текущие уровни – турецкое эмбарго еще не вступит в силу, а значительное повышение цен и вовсе не в интересах ритейлеров. Они и так столкнулись с низкой покупательной активностью», – заключает аналитик ИК «Велес Капитал» Александр Костюков.