В рамках «Дня саморегулирования», представитель Нострой выступил с докладом о проведенном анализе заключенных государственных и муниципальных контрактов в сфере строительства.
Согласно информации, представленной Забелиным А. В., главным специалистом отдела по ценообразованию и контрактной системе Ассоциации «Национальное объединение строителей», за I-III кв. 2015 года по коду 45 ОКПД заключено 135 532 контракта на сумму 1 374, 6 млрд. За 2014 год для сравнения заключено 232 784 контракта на сумму 2 031,9 млрд руб. Учитывая данную тенденцию, можно смело предположить, что общее количество и сумма контрактов за весь 2015 год будет ниже более чем на 25 %.
Около 85 % контрактов в сфере строительства заключаются на сумму, не превышающую 3 млн рублей, и составляют примерно 6,5 % от суммы контрактов на строительство. Контракты свыше 60 млн составляют менее 2% от общего количества контрактов и примерно 75% от стоимости всех строительных контрактов.
В 2015 году за истекшие 3 квартала эти цифры выглядят следующим образом:
• Количество контрактов на сумму до 60 млн - 132959 на сумму 315,24 млрд
• Количество контрактов на сумму от 60 млн 2573 на сумму 1 059,36 млрд
Наиболее популярной процедурой заключения государственных контрактов и в этом году остается «Электронный аукцион», с помощью которого проводится почти 80% конкурсов.
Подробная статистика заключенных контрактов по всем видам процедур такова:
• Электронный аукцион: количество 107 102 (79,02% от общего количества контрактов)
• Открытый конкурс: количество 1264 (0,93% от общего количества контрактов)
• Конкурс с ОУ: количество 349 (0,26% от общего количества контрактов)
• Запрос предложений: количество 447 (0,33% от общего количества контрактов)
• Запрос котировок: количество 19 410 (14,32% от общего количества контрактов)
• Закупка у единственного поставщика: количество 6 835 (5,04% от общего количества контрактов)
Согласно проведенному анализу очевидным становится эффективность проведения конкурсов с использованием процедуры квалификационного отбора. Контракты на строительные работы, заключенные без проведения квалификационного отбора, расторгаются более чем в 2 раза чаще.
Обратимся к статистике. Доля расторгнутых контрактов по результатам:
• Электронных аукционов с использованием квалификационного отбора – 4,71 процентов;
• Конкурсов с ограниченным участием с использованием квалификационного отбора – 4,80 процентов;
• Открытых конкурсов (без квалификационного отбора) – 11,97 процентов.
По мнению Минэкономразвития России, проведение открытого конкурса на закупку строительных работ нецелесообразно.
Но с этим заявлением не совсем согласны эксперты. Антон Забелин высказал негативную оценку в отношении альтернативной, популярной ныне, процедуре электронного аукциона. По его мнению, существующий на сегодняшний день формат проведения данной процедуры позволяет органам власти скрывать данные и манипулировать ими, чего не происходит при проведении традиционного отрытого конкурса.
По итогам проведённого анализа, сделаны следующие выводы, касающиеся проблем в сфере государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день:
• Неправильный способ определения подрядчика
• Использование закрытых процедур без должного обоснования
• Высокая доля закупок у единственного поставщика без предквалификационных процедур
• Отсутствие информации об исполнении контрактов: сроков, штрафных санкций и т.д.
• Искажение информации о предмете контракта, цене и т.д.
• Отсутствие полноценной картины о заключенных контрактах в сфере строительства и их исполнении.
Действительно, сложно получить полные данные о закупках строительных работ, поскольку мониторинг проводиться только по 45 ОКПД, но зачастую данная информация намеренно искажается, указывается другой вид деятельности, который под эту категорию не подходит.
«На сегодняшний день, законодательная база не обеспечивает единой нормативной регламентации этапов осуществления государственных закупок (обоснование объема и финансирования закупок, формирование и размещение государственного заказа, процедура отбора, заключение и мониторинга исполнения контракта), - комментирует отчет Нострой Советник Председателя СРО «РОСО» Айканыш Орозбаева. - В этом свете, видится целесообразной идея выведения гос.закупок в сфере строительства в отдельный закон. Но и здесь есть большое количество нюансов, которые необходимо учесть. Также необходимо избежать излишне жесткой регламентации, что может послужить поводом искусственно ограничить количество претендентов на участие в конкурсах по строительству».