Законодательством Российской Федерации о таможенном деле предусмотрен институт ведомственного обжалования, связанный с подачей жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа и их должностных лиц, если таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы в области таможенного дела.
Нормы, регулирующие порядок обжалования установлены Главой 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган. При этом таможенный орган не связан доводами заявителя жалобы и проверяет на соответствие требованиям законодательства обжалуемое решение. Результатом рассмотрения жалобы, удовлетворенной таможенным органом, является восстановление или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лица.Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд.
В первом полугодии 2015 года в Смоленскую таможню поступило 13 жалоб. В рассмотрении 7 поступивших жалоб таможней было отказано в связи с не подтверждением полномочий лиц, их подавших. Обращаем внимание, что подтверждение полномочий обратившегося с жалобой лица в соответствии с положениями статьи 39 Главы 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» является обязательным условием ее рассмотрения. Две жалобы рассмотрены. В 2-х случаях жалобы удовлетворены, в двух – отказано, две жалобы направлены по принадлежности в вышестоящий таможенный орган, по одной из них ЦТУ принято решение об удовлетворении жалобы. Отметим, что в отношении отказанных жалоб таможней проводится ведомственный контроль, по результатам которого может быть вынесено решение об отмене незаконного решения нижестоящего таможенного органа.
Особо следует отметить, что институт ведомственного обжалования имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным обжалованием. Он позволяет принять решение по жалобе в более короткие сроки и не предусматривает денежных затрат в отличие от подачи заявления в суд, где заявитель несет расходы на оплату представителя в суде и уплату государственной пошлины. Смоленская таможня готова и в дальнейшем применять эту форму работы с жалобами.