08.12.2015 17:05
Новости.
Просмотров всего: 3575; сегодня: 1.

Главные тенденции 2015 года: спрос перекроил рынок новостроек

Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – составили обзор основных тенденций на первичном рынке Москвы в «старых» границах: снижение средней цены предложения на фоне роста в отдельных проектах, комфорт-класс впервые за много лет «потеснил» бизнес-класс, уже треть предложения возводится в промзонах и в следующем году доля таких проектов вырастет в 1,5-2 раза, не более 10% проектов было заморожено, а объем предложения вырос на более чем 20%.

«На мой взгляд, этот год бы продуктивным для рынка. Опытным путем застройщики вырабатывали оптимальные и зачастую нестандартные решения для своих проектов. Например, сейчас максимально востребованы комплексы, где для каждого типа квартир предлагается широкий ассортимент предложений. Раньше этого почти никто не делал, сейчас же это стало хорошим приемом повышения ликвидности. Причем однозначно нельзя сказать, что крупные застройщики хорошо себя ощущают, а средние и мелкие – нет. “Штамповать” одинаковые проекты и работать “на объеме” уже недостаточно, сейчас от каждого девелопера требуется качественная проработка проектов, всестороннее изучение спроса и конкурентного окружения, грамотный внутренний менеджмент. Небольшие застройщики в этом смысле могут быть даже более гибкими», – отмечает Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet..

1. Цена и падает, и растет одновременно

«На рынке новостроек средняя цена демонстрировала весь год планомерное снижение. По предварительным итогам зафиксировано падение цены на 11% по итогам года. Однако, если рассматривать отдельно взятые проекты, то цены продолжают расти в пределах 20-25% по мере повышения строительной готовности. Даже в готовых проектах с хорошим местоположением и ликвидным предложением наблюдалось увеличение средних цен. Получается, интересный вывод: средняя цена падает, а в отдельно взятых объектах – растет, что объясняется довольно существенными для рынка изменениями в структуре предложения, а именно выходом большого количества проектов комфорт-класса в более низкой средней ценой», – комментирует Владимир Богданюк.

2. Комфорт стремится доминировать

Без преувеличения 2015 год прошел под знаком новых масштабных проектов комфорт-класса. За последние пять лет на рынке не было такого разнообразия проектов в доступном сегменте. Экономкласс, с которым Москва уже практически «прощалась» (на сегодня только два проекта относятся к этому сегменту), заменил комфорт-класс. Именно в этом году мы наблюдаем изменение давно сложившийся и за последние 10-15 лет неизменной структуры предложения с его доминантой – бизнес-классом. В этом году рынком «правил» покупатель, который заинтересован в массовом сегменте и доступном предложении. В «тучные» года застройщики могли позволить себе возводить много проектов бизнес-класса, поскольку на них был платёжеспособный спрос, а при более-менее равных затратах на себестоимость можно было извлечь из проекта большую маржинальность. Однако себестоимость строительства за последний год выросла, а платежеспособный спрос сократился. У основной массы покупателей просто недостаточно средства для покупки в привычных бизнес-классу бюджетах. Поэтому суммарно доля эконом- и комфорт-класса в этом году достигла 40%, приблизившись к 44% бизнес-класса. Причем если раньше проекты комфорт-класса возводились преимущественно на удалении от ТТК, ближе к границе МКАД, то сейчас стали появляться объекты и у границ ТТК. География проектов расширилась, и локации, где есть потенциал для развития бизнес-класса, в итоге застраиваются жильем комфорт-класса.

3. Не более 10% проектов было заморожено

Несмотря на негативные прогнозы, связанные с заморозкой большого числа проектов и сокращением объема предложения, в 2015 году объем предложения вырос более чем на 20%. Действительно, те проекты, которые находились на стадии оценки площадки, в ряде случаев были приостановлены, поскольку девелоперы сочли несообразным приступать к ее разработке в текущий момент и предпочли сосредоточиться на уже реализующих проектах. Однако проекты, которые находились уже на «бумажной» стадии, вышли в реализацию, даже если сроки их выхода несколько сдвинулись. В ряде проектов, которые изначально планировалось возводить в бизнес-классе, к моменту выхода была изменена концепция и политика ценообразования, как правило, за счет снижения класса объекта. Застройщики выбирали вместо статусных импортных материалов более недорогие отечественные, делали более компактные планировки. В случае больших проектов, благодаря фазированию, застройщики в первых очередях могли переквалифицировать дома в более низкие классы.

4. Самые большие – в промзонах

В этом году промзоны окончательно закрепили за собой статус главных площадок для развития жилых проектов в Москве. Доля новостроек в промзонах достигла почти трети от общего объема предложения по суммарной площади проектов. Самые знаковые и масштабные проекты за этот год выходили именно в рамках реновации промзон – «Город на реке Тушино-2018», ЖК «ЗИЛАРТ», ЖК Sreda. В следующем году эта тенденция на рынке только закрепится – в реализацию в проектах реновации поступит еще порядка 1 млн кв. м.

5. Все лучшее – покупателям

Главенство покупателя оказало на рынок «санирующий» и положительный эффект. Во-первых, условия покупки для клиентов стали максимально выгодными и разнообразными: от скидок, причем довольно существенных, до длительных, беспроцентных рассрочек. Во-вторых, площади предложений сократились в среднем на 15% для каждого типа комнатности. Причем девелоперы не просто уменьшили площади объектов, но и разработали оптимальные планировочные решения, убрав неэффективные площади и оставив только полезные. В-третьих, за счет оптимизации площадей были сокращены бюджеты покупки в среднем на 10-15%.

6. Сроки принятия решения о покупке и критерии отбора – расширились

«Сроки принятие решения о покупке с момента первого обращения покупателя до его выхода на сделку увеличились в 2 раза – теперь людям требуется не меньше 2 месяцев, чтобы решиться на сделку. Причем количество критериев для отбора проектов заметно увеличилось – покупатели дольше ожидают денежных поступлений от продажи жилья на вторичном рынке, сравнивают большее число объектов, много ездят по площадкам, отслеживают динамику строительной готовности», – рассказывает Алексей Оленев, заместитель директора Департамента новостроек Est-a-Tet.

7. На готовенькое

Один из самых ощутимых трендов спроса – это рост числа покупателей, желающих приобрести готовое жилье, желательно с отделкой. В среднем потенциальный спрос на такие объекты за год вырос на 20-25%. Люди хотят минимизировать все риски и затраты, купив объект, где стоимость отделки не превышает 5 тыс. руб./кв. м, то есть значительно не удорожает конечную стоимость квартиры и позволяет сэкономить на ремонте.


Ньюсмейкер: Est-a-Tet — 1390 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...