В Государственной Думе Российской Федерации 13 ноября 2015 года прошел круглый стол «Вопросы налогообложения доходов саморегулируемых организаций».
Дискуссия открылась с напоминания, что институт саморегулирования сравнительно молод и до сих пор в этой сфере существует много неоднозначных моментов и вопросов, в том числе относящихся к налогообложению.
В рамках круглого стола был представлен законопроект «О внесении изменений в пункт 1 статьи 251 НК РФ», который выводит из-под налогообложения по налогу на прибыль доходы от размещения компенсационного фонда саморегулируемых организаций. К таким доходам проект относит проценты от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных в целях их сохранения и прироста компенсационного фонда саморегулируемой организации или возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, дивиденды, процентный или купонный доход, а также иные средства, подлежащие передаче в управление управляющей компании.
Текущие положения законодательства дают возможность двоякой трактовки вопроса об источнике средств, из которых саморегулируемые организации платят налоги. Было высказано мнение, что стоит либо узаконить один из вариантов, либо полностью отказаться от налогообложения в данной сфере.
Участники мероприятия согласились с позицией, что налогообложение относится к числу чувствительных вопросов для СРО. Высокие суммы налогов заставляют повышать размеры членских взносов. При этом доступны только два способа размещения компенсационного фонда СРО: на банковском депозите и в управляющей компании, что неизбежно ставит организацию в зависимость от колебаний финансового рынка. Обе возможности размещения компенсационного фонда СРО связаны со значительным риском, и даже считающаяся высокой доходность в 6% не покрывает составляющей 14% инфляции. Фактически нельзя говорить о приросте и даже о сохранении средств компенсационного фонда.
По заявлению выступавших, необходимо рассмотреть возможность снижения налогового бремени для СРО хотя бы в периоды сложной экономической ситуации. Само предназначение компенсационного фонда, заключающееся в защите интересов третьих лиц, подразумевает необходимость дополнительных гарантий его сохранности. Защита средств должна обеспечиваться на законодательном уровне, посредством изменений в банковском законодательстве и Гражданском кодексе.
Представитель Минфина Сергей Крючков пояснил, что саморегулируемые организации имеют право направлять свободные финансы на депозиты, осуществлять деятельность, приносящую доход. Действующий Налоговый кодекс облагает налогом на прибыль не только коммерческую деятельность, но и иные доходы, которые организация получает. Доходы, полученные от размещения и инвестирования средств СРО после уплаты налогов, направляются на пополнение компенсационного фонда. Ограничения по способам размещения доходов СРО не является основанием для вывода их из-под налогообложения, тем более в качестве преференции по сравнению с другими организациями, подчиняющимся подобным требованиям, отметил представитель министерства.
После работа круглого стола перешла в режим свободной дискуссии, где участники проясняли различные аспекты налогообложения СРО.
По мнению генерального директора СРО НП “Э.С.П.” Дмитрий Мурзинцева: “В налогообложении СРО достаточно неоднозначных аспектов, которые требуют тщательного анализа и, вероятно, пересмотра. Текущее положение в данной сфере создает существенное обременение для саморегулируемых организаций, которое возникает исключительно по факту особой роли компенсационных фондов СРО и не может быть преодолено в рамках действующей модели, но вместе с тем ставит под вопрос сохранность средств компенсационных фондов”.