Вслед за управляющими торговых центров, арендодатели офисов стали предпринимать шаги для поддержания бизнеса своих арендаторов.
Как известно, эффективность арендного бизнеса зависит не только от привлекательности сдаваемых площадей для потенциальных арендаторов, но и от успешности и – как следствие – от платежеспособности самих арендаторов. Особенно ярко это проявляется в кризис, в условиях «рынка арендатора». Поэтому поддержка бизнеса своих арендаторов со стороны арендодателя уже давно стала обычным делом в торговом сегменте. Управляющие компании устраивают праздники в ТЦ, тематические акции и другие маркетинговые мероприятия, основной целью которых является обеспечение дополнительного потока покупателей. Больше того, в период кризиса нередки случаи, когда управляющие компании ТЦ берут на себя разработку и организацию акций для якорных арендаторов.
В офисном сегменте до недавнего времени подобная практика отсутствовала: собственники бизнес-центров ограничивались предоставлением качественных площадей и услуг по эксплуатации. Однако, в настоящее время управляющие компании также начинают предпринимать определенные шаги, направленные на поддержку и развитие бизнеса арендаторов.
«На наших объектах мы разработали и проводим ряд достаточно простых, но эффективных мероприятий, направленных непосредственно на увеличение количества заказов для наших арендаторов, - говорит собственник ГК «Экоофис» Андрей Ковалев. - Прежде всего, мы доносим информацию о компании до остальных арендаторов. Ведь в ряде случаев контрагентов и подрядчиков для малого бизнеса можно найти буквально на том же этаже. Но в большинстве случаев компании и не подозревают, чем занимаются их «соседи». В этой ситуации наша управляющая компания по сути помогает арендаторам продвигать свои услуги и продукты другим арендаторам.»
Еще один канал продвижения – включение услуг арендаторов в комплексное предложение самой управляющей компании. Так, в бизнес-парке «Дербеневский» при сдаче в аренду открытых площадок или залов для мероприятий одновременно предлагаются услуги кеттеринга, оформления и другие. «Естественно, у нас нет собственной ресторанной службы или дизайнеров. И мы с удовольствием привлекаем арендаторов соответствующего профиля, - поясняет Андрей Ковалев. – Такой подход позволяет и повысить потребительские качества нашего предложения, и помочь арендаторам в их бизнесе в столь непростые времена.» Кроме того, нередки случаи, когда владелец площадей привлекает подрядчиков из числа арендаторов и для реализации собственных проектов. Ведь практически в любом офисном центре можно найти транспортную компанию, рекламное агентство, типографию, организаторов мероприятий и многие другие фирмы.
По мнению Андрей Ковалева, сегодня основная задача девелопера и управляющего во всех сегментах коммерческой недвижимости – не просто предоставить комфортные и качественные площади, а создать все условия для успешного ведения бизнеса. И в период кризиса это – в первую очередь – наличие потребителей. Поэтому те или иные действия по продвижению компаний-арендаторов просто необходимы. И если в торговых проектах данный подход уже давно является нормой, то управляющие бизнес-центрами и бизнес-парками только приходят к этому. Но уже в ближайший год конкурентоспособными будут только те проекты, в которых в «обслуживание» арендаторов будет входить не только охрана и клиннинг, но и посильная поддержка в бизнесе.