На сегодняшний день почти 38 тыс. граждан подали заявление о назначении пенсии через «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР, еще 22 тыс. граждан – о выборе способа ее доставки. Такой способ обращения за назначением пенсии делает необязательным личный визит гражданина в клиентскую службу Пенсионного фонда.
В Тамбовской области количество жителей, использующий бесконтактный способ оформления пенсии, постоянно растет. Так, в 1 квартале 2015 года было подано всего 2 заявления, во 2-м квартале – 64, а в 3-м квартале 2015 года – уже 403 заявления. По данным ОПФР, состоянию на 1 октября 2015 года доля заявлений, поступивших в форме электронного документа, по отношению к общему числу принятых документов, поступивших любым способом, составляет 2,9 процента.
Электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица» был запущен Пенсионным фондом России в начале 2015 года. Первоначально назначение пенсии через сервис было доступно в нескольких субъектах РФ. К четвертому кварталу 2015 года все региональные отделения ПФР принимают заявления о назначении пенсии в электронном виде.
Чтобы назначить пенсию через интернет, гражданину необходимо зайти в Личный кабинет на сайте ПФР, используя логин и пароль для Единого портала государственных услуг, и в соответствующем разделе указать ряд своих данных, выбрать вид пенсии и способ ее доставки. Заявление о назначении пенсии через интернет можно подать за месяц до даты, с которой у гражданина появляется право на пенсию. Также через «Личный кабинет» можно дистанционно назначить пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в т. ч. социальную пенсию, и накопительную пенсию по линии ПФР.
В «Личном кабинете» отображается вся история обращений гражданина в ПФР. Можно проследить, как меняется статус заявления на назначение пенсии («принято», «рассмотрено» и т. д.). Кроме того, гражданину в «Личный кабинет» приходят уведомления о возможных дальнейших действиях. Так, если Пенсионный фонд располагает всеми документами для назначения пенсии, то в уведомлении будет указано, что пенсия будет назначена и осуществлена ее доставка в соответствии с заявлением. Если документов нет или есть не все документы для назначения пенсии, то в уведомлении будет указано, что необходимо прийти в территориальный орган ПФР не позднее определенной даты с документами в соответствии с нормами законодательства.
В основе расчета размера пенсии каждого гражданина лежат данные, которые ПФР получил от работодателей: о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных страховых взносов. Эти данные представлены в «Личном кабинете» гражданина в разделе «О сформированных пенсионных правах». Если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, то следует заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представления их в ПФР.
Напомним, кроме возможности назначения пенсии и выбора способа ее доставки онлайн, «Личный кабинет застрахованного лица» позволяет гражданам допенсионного возраста в режиме реального времени узнать о своих уже сформированных пенсионных правах, о количестве пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на индивидуальном счете в ПФР. В «Личном кабинете» для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина. Также сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования.
В «Личном кабинете» также можно воспользоваться персональным пенсионным калькулятором для расчета условного размера будущей пенсии.
Всего сервисами «Личного кабинета» с начала 2015 года граждане пользовались 2,23 млн. раз.