Мартин Хилл, вице-президент по международному маркетингу, Epicor Software Corporation.
ERP (планирование ресурсов предприятия) скоро отметит свой 25-летний юбилей. Большинство средних и крупных компаний уже внедрило у себя ERP в той или иной форме - такая система помогает планировать использование ресурсов, управлять ресурсами и контролировать их. Бесспорно, ERP помогло множеству компаний развиваться и совершенствовать ведение бизнеса. Но в стремительно меняющемся мире технологий, где изменились уже самые предпосылки ERP, стоит ли оно по-прежнему того, чтобы вкладывать в него средства? Остается ли ERP столь же полезным для компаний, или ему пора красиво уйти?
Все это время системы ERP развивались вместе с потребностями бизнеса, и в итоге превратились в своего рода лабиринты с многослойной функциональностью, какой не найти в других, более новых бизнес-приложениях. Однако за эти годы появились новые технологии, радикально все изменившие: интернет, мобильные вычисления, беспроводная связь. Можно сказать, что информационные технологии развернулись лицом к потребителю. Из-за этого ожидания бизнеса, его представления о том, чего можно достичь с помощью технологий, тоже радикально изменились. Фокус сместился с функций программного обеспечения (что оно делает) на его стратегическое значение (для каких целей его можно использовать).
Теперь системам ERP предстоит решить ряд важных задач. Во-первых, компании все сильнее нуждаются в средствах для обеспечения совместной работы – как внутри организации, так и между организациями и вне их; это значит, что решения ERP должны быть простыми и гибкими, чтобы любой человек при необходимости мог получить доступ к системе и взаимодействовать с ней откуда угодно. Во-вторых, ERP придется преодолеть свое тяжкое наследие – историю плохо реализованных проектов. Согласно отчету Panorama Consulting 2014 ERP (2013 г.), 72% проектов ERP потребовали больше времени на внедрение, чем предполагалось изначально, и 54% вышли за рамки бюджета. После реализации на поставщиков решений ERP ложится другая ответственность - сделать так, чтобы компании получали полную отдачу от внедренных решений. Однако отчет Panorama подтверждает, что пользователи по-прежнему не знают досконально своих систем ERP и многие возможности этих систем пропадают зря.
Однако каждая из этих проблем – замаскированная возможность для возрождения ERP. В частности, по мере развития так называемого «интернета вещей» (IoT) у ERP появляется возможность стать более гибким и полезным. Влияние IoT будет ощущаться во всех отраслях производства и инженерных разработок. Плотность связей в промышленных комплексах, транспортных сетях и даже логистических цепочках возрастет. ERP может поддерживать эти связи и, что еще важнее, придавать им смысл, что приведет к революции в отрасли.
Традиционно ERP считалось двигателем бизнеса, но теперь, когда внутренние процессы так быстро адаптируются и меняются, у ERP появился шанс стать, помимо двигателя, еще и пультом управления и приборной доской. Но для этого оно должно обрести интуитивную понятность. Оно должно предоставлять пользователю информацию, необходимую для более эффективного принятия решений, а не просто вываливать набор данных.
Благодаря «носимым» компьютерам, «умным» устройствам и приложениям взаимосвязь между людьми, процессами и компаниями становятся теснее. Вместе с тем растет и потребность в ускорении сбора, интерпретации и распространения данных. ERP прекрасно может решить эту проблему, если интегрируется и начнет поддерживать автоматизацию бизнеса и процессы принятия решений.
Но как может ERP вобрать в себя эти возможности, чтобы и через 25 лет быть таким же незаменимым, как 25 лет назад?
• Сфокусироваться на эффективности процессов. По мере того как ведение бизнеса усложняется, простота бизнес-процессов становится все важнее.
• Интегрироваться – стоять за процессом (будь то улучшение качества связей или совместная работа), но в то же время приносить реальную пользу и обеспечивать ценную информацию для конечного пользователя благодаря интегрированному подходу.
• Упрощаться - ERP должен становиться все проще в использовании. Прятать сложность: она не должна быть видна пользователю.
• Понимать, что бал правит пользователь, а не технология. ERP должно удовлетворять потребности бизнеса, а не диктовать бизнесу, в чем он нуждается.
• Быть гибким - ERP может обеспечить удобство и простоту реализации проектов и повысить частоту использования внутри компании, всего лишь обеспечив более гибкие и адаптирующиеся решения для пользователей (неважно, облачные или локальные, на ПК или «умном» устройстве, в социальных сетях или вне их).
Чтобы ERP возродилось, поставщикам решений ERP, включая нас самих, следует достигнуть двух целей. Во-первых – идти в ногу со всеми новациями и постепенно модернизировать решения. Но есть и вторая цель, значительно более важная - переопределение того, чем является ERP или чем оно должно стать, того, как оно удовлетворяет нужды бизнеса сейчас и как будет это делать завтра. Движение к этой второй цели будет означать для отрасли ERP новое путешествие, которое в будущем полностью изменит статус ERP в организации.
Так что же – ERP, каким мы его знаем, должен умереть? Ответ – да. Но если учесть, что 59% европейских руководителей бизнеса намерены внедрить или модернизировать решения ERP в своих компаниях (по данным опроса о предполагаемых капиталовложениях в ИТ, проведенного журналом TechTarget/Computer Weekly, 2014), и при условии, что отрасль сможет дать достойный ответ на запросы рынка, можно с уверенностью сказать, что мы стоим у истоков революции (или эволюции).