По данным СРО «МиР» более трети всех жалоб и обращений в регулирующие органы относительно деятельности МФО составлены различными, так называемыми «антиколлекторами» и «раздолжнителями». И число таких обращений постоянно растет. Однако эффективность работы подобных структур и целесообразность обращения в данные компании по-прежнему вызывает сомнения. Более того, подчас взаимодействие с такими организациями может нанести обратившемуся существенный материальный ущерб с высокой вероятностью правовых последствий.
Компании, именующие себя раздолжнителями, антиколлекторами или антибанкирами, как правило, обещают заемщикам банков и МФО полное избавление от долгов. Несмотря на неоднократные предупреждения Банка России об опасности обращения к таким компаниям, к услугам данных организаций прибегают заемщики, которые не смогли в срок исполнить свои финансовые обязательства перед кредитором.
Какие же услуги на деле предлагают такие компании?
Стоит признать очевидное – легального способа избавления от долгов не существует. Заключая договор кредита или микрозайма, заемщик принимает на себя финансовые обязательства, отменить которые нет никаких оснований: заемщик получил от кредитора деньги и обязан их вернуть. Условия возврата тоже были известны заранее. Единственное, что могут попытаться сделать антиколлекторы – снизить сумму пеней и штрафов, которые кредитор начислил заемщику.
Однако с июля прошлого года это потеряло для пользователей услуг потребительского кредитования всякий смысл. После вступления в силу закона «О потребительском кредите (займе)», штрафы и пени ограничены размером в 20% годовых. То есть, если заемщик по каким-либо причинам просрочит заем в 5000 тыс. рублей на 1 месяц, максимальная сумма штрафа, которую сможет начислить ему кредитор составит менее 84 рублей. Данная цифра не сопоставима с элементарными затратами труда и времени на обращение к антиколлекторам.
Не стоит забывать и о том, что антиколлекторы работают не бесплатно. Подчас стоимость их услуг превышает не только разницу между начисленным долгом и уплаченной в итоге суммой, но и превышают общую сумму долга.
«В нашей практике был поразительный случай, не укладывающийся в рамках здравого смысла, когда заемщица отдала «антиколлекторам» за их услуги 21 с лишним тыс. рублей, хотя ее долг перед микрофинансовой организацией составлял всего 17 тыс. рублей. Деньги фирма взяла, но проблему не решила. В итоге, заемщице пришлось заплатить дважды, - рассказывает руководитель Комитета по безопасности СРО «МиР» Расим Исмаилов. – Этого бы не произошло, если бы она сразу обратилась в МФО и сообщила о сложившейся ситуации. К огромному сожалению подобные «Робин Гуды» хорошо научились зарабатывать на пробелах в финансовой грамотности населения, агитируя потребителей нарушать свои обязательства. Все обещания, которые дают эти организации пусты. Достаточно часто отстаивать интересы граждан в судах они отправляют обычных курьеров. В итоге они создают людям множество дополнительных проблем. Двойная переплата это лишь верхушка айсберга. Куда тяжелее проблема с порчей кредитной истории. Доверие кредитора легко потерять, а вот заслужить практически невозможно».
В случае, если у заемщика возникают непредвиденные обстоятельства, препятствующие своевременному выполнению взятых на себя обязательств, необходимо в первую очередь донести данную информацию до кредитора. Как показывает практика, микрофинансовые организации охотно идут на контакт с клиентом, предлагая ему различные условия реструктуризации долга. Этот факт подтвердил и Финансовый омбудсмен Павел Алексеевич Медведев в недавнем интервью «Известиям».
«МФО, входящие в СРО «МиР», руководствуются едиными правилами рассмотрения обращений граждан, - отмечает директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Если заемщик может документально подтвердить, что своевременная выплата микрозайма невозможна, члены СРО «МиР» всегда готовы предложить ему выход из создавшегося положения – продлить срок займа, приостановить начисление процентов или разрешить вопрос иным способом».
НП «МиР» образовано ведущими компаниями микрофинансового рынка и открыто для всех МФО, заинтересованных в системном цивилизованном развитии. В августе 2013 года Партнерство получило статус саморегулируемой организации. Партнерство является крупнейшей площадкой, где обсуждаются законодательные инициативы, формируются стандарты работы российских микрофинансовых организаций (МФО) на основе лучшей деловой практики. Одной из важнейших целей саморегулируемой организации НП «МиР» является создание и укрепление положительного имиджа отрасли микрофинансирования для потенциальных клиентов, а также общественности и государства. СРО НП «МиР» ведет активную работу в области повышения финансовой грамотности населения нашей страны. Для реализации этой задачи был создан Комитет по финансовой грамотности. В рамках деятельности Комитета запланирована реализация комплекса мероприятий, ориентированных на различные слои и возрастные группы населения.