Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Ритейл под санкциями: жизнь год спустя». Её участники считают, что ритейлерам в целом удалось нивелировать негатив от введения продуктового эмбарго, однако ухудшение ситуации в экономике будет оказывать давление на сектор.
В августе прошлого года президент РФ Владимир Путин своим указом ограничил ввоз в Россию сельхозпродукции и сырья из стран, принявших санкции по отношению к РФ. Под действие продовольственного эмбарго попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Участники организованной «Финамом» конференции отмечают, что эмбарго усложнило деятельность ритейлеров, но не сильно повлияло на их финансовые показатели.
Розничные сети сегмента практически не демонстрируют падения lfl-трафика, говорит аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин: «Средний чек также находится на стабильном уровне или растёт в номинальном выражении. При этом проникновение современных форматов торговли в РФ значительно ниже не только по сравнению с развитыми, но и с развивающимися странами. Таким образом, компании сектора сохраняют значительный потенциал роста за счёт экспансии». Г-н Нигматуллин добавляет, что за счёт изменения логистических цепочек ритейлеров объёмы импорта из попавших под эмбарго стран были почти полностью заменены локальными товарами и поставками из других государств.
В целом по рынку темпы роста выручки сохраняются на высоком уровне, однако всё же в каждом конкретном случае ситуация разнится, отмечает ведущий аналитик ИК «Энергокапитал» Илья Березин: «Но явных провалов за год не было. Следует понимать, что крупный продуктовый ритейл сильно отличается от небольших сетей – там сейчас более серьёзные проблемы». Аналитик добавляет, что влияние санкций на конечного посредника сильно ограничено, так как внутри продуктового магазина (за исключением премиум-сегмента) спрос с лёгкостью будет смещен в сторону аналогов.
Трудности ритейлеров главным образом связаны с падением реальных доходов и платежеспособного спроса, напоминает главный аналитик UFC IC Илья Балакирев: «Во втором квартале 2015 г. во всех крупных сетях, например, впервые за долгое время средний чек вырос меньше, чем инфляция. Ритейлеры “заперты” между ростом закупочных цен <…> и снижением платёжеспособного спроса с другой стороны. В результате, переложить рост цен полностью на потребителя не получается, покупатели уходят в более бюджетные сегменты, покупают меньше продуктов и т.п. <…> Но, действительно, вклад именно продуктового эмбарго в тяжёлое положение продуктовых сетей не слишком значителен».
В выигрыше остаются сети с магазинами нижнего ценового сегмента, поскольку они получают дополнительный трафик за счет переориентации части населения в условиях падения располагаемого дохода, говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Александр Костюков: «Одним из негативных эффектов от текущей экономической обстановки являются убытки компаний от курсовых разниц, которые были бы даже при сохранении прежних европейских производителей».
С новыми вызовами сети справляются по-разному, поэтому и финансовые показатели ритейлеров отличаются, констатирует управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков «Промсвязьбанка» Александр Полютов: «Хуже всего ситуация складывается для крупноформатной розницы, главным образом ориентированной на широкий ассортимент европейской продукции. Впрочем, в целом, судя по сохраняющемуся двузначному росту бизнеса крупных игроков, пока с трудностями ритейлеры справляются <…>. Вместе с тем, розничные сети адаптируются к изменению поведения покупателей в кризис, делая ставку на наиболее востребованные форматы, <…> а также пересматривают ассортиментный ряд, что в условиях эмбарго требует значительных усилий. Давление на отрасль, скорее всего, сохранится, что уже находит отражение в замедлении темпов роста бизнеса».