Специалисты ГК "Экоофис" проанализировали структуру спроса на рынке офисной недвижимости сегментов В- и С и составили топ-3 требований, влияющих в настоящий момент на востребованность офисных помещений. На первом месте оказался комплекс дополнительных услуг, которыми может воспользоваться арендатор. На втором – инфраструктура, и на третьем – «фишка» или необычная концепция офисного центра. А вот низкая арендная ставка в перечень главных требований не входит.
Впрочем, отсутствие в перечне главных требований низкой арендной ставки или готовности арендатора предоставить дисконт специалистов не удивляет. «Во-первых, офисный рынок уже окончательно сформировался. А это означает, что установился определенных уровень арендных ставок, рентабельных для владельца площадей и приемлемый для того или иного класса офиса с точки зрения арендатора. Таким образом, рассматривая аренду в том или ином объекте, компания примерно представляет уровень цен, - рассуждает собственник ГК «Экоофис» Андрей Ковалев. – Во-вторых, в настоящее время довольно большое число потенциальных арендаторов офисов В- и С класса – «переселенцы» из бизнес-центров класса А и В+ и В. Соответственно, для них ставки и так представляются не высокими. В-третьих, компании, для которых оплата офисной площади уровня С может стать критичной, как правило, просто-напросто переселяются в квартиру или переориентируются на удаленную работу».
Таким образом, арендодателям сегодня конкурировать между собой уже не на «ценовом поле», а для потенциальных арендаторов становится решающим тот дополнительный набор условий, которые предоставляются в том или ином офисе.
Комплекс услуг
По мнению специалистов ГК «Экоофис» это основной фактор, который влияет на решение о выборе офиса. Идеальным вариантом является возможность заехать и на следующий день начать работать. Охрана, клининг, наличие IT-специалистов и ресепшена, хозяйственной службы, – наличие всего этого существенно повышает шансы на сведение уровня вакантных площадей к минимуму. «По сути, сегодня от управляющей компании в центре класса В- или С требуется подход и квалификация управляющей компании бизнес-центра премиального уровня, - считает Андрей Ковалев. – Отчасти это связано с увеличением доли арендаторов, привыкших к условиям качественных БЦ, отчасти – с усилившейся в период кризиса конкуренцией».
Инфраструктура
Требования к инфраструктуре в офисных центрах невысокой ценовой категории также на сегодняшний день приближаются к запросам, характерным для класса А или В. Если раньше все ограничивалось стихийной парковкой на улице под окнами здания и автоматом по продаже кофе в холле, то сейчас на территории комплекса должны быть кафе, рестораны, фитнес-центр… А наличие собственной парковки – особенно в пределах «платной зоны» столицы – становится главным козырем.
«С точки зрения инфраструктуры, конечно, в выигрышном положении находятся бизнес-парки, - уверен Андрей Ковалев. – Ведь изначально большая территория позволяет обеспечить и большую парковку, и разместить множество разных инфраструктурных составляющих. К тому же наличие множества отдельных небольших зданий с отдельными входами позволяет привлекать ритейлеров и представителей других видов клиентского бизнеса. Таким образом, инфраструктура бизнес-0парка в итоге может включать в себя, помимо нескольких кафе и ресторанов, аптеки, службы быта, турагентства, мини-маркеты и многое другое».
«Фишки»
Этот аспект относится, скорее, к эмоциональным. Тем не менее, в условиях выбора из множества предложений примерно одного уровня он также играет немаловажную роль.
Интересные архитектурные решения, хорошее ландшафтное оформление территории, необычная архитектура, - все это те самые «приятности», которые помогают арендатору сделать выбор. «Нередко продавцы жилой недвижимости говорят, что покупатель квартиру выбирает сердцем: просто вошел – и захотел там остаться. В коммерческой недвижимости за такой «выбор сердцем» как раз отвечают «фишки», - говорит Андрей Ковалев. – И собственники, которые недооценивают их значимость, и не готовы вкладывать средства и усилия в эту сферу, в итоге окажутся в проигрыше.»
Впрочем, те или иные отличия офисного комплекса от традиционной концепции могут привлекать не только в эмоциональной, но и в практической плоскости. Так, наличие съемочного павильона в бизнес-парке «Кожевники» стало катализатором формирования целого пула креативных арендаторов".
«Стоит отметить, что «рынок арендатора» в офисном сегменте –всерьез и надолго. А потому и сейчас, и в ближайшие годы на первый план в битве за арендатора выходит профессионализм управляющей компании. Именно она способна создать ту «добавочную стоимость» продукта, которая и станет тонкой, но четкой границей между «финансово успешным» и «финансово не успешным» офисным проектом», - резюмирует Андрей Ковалев.